Меню

Богиня кошка бастет бог чего

Две ипостаси богини Бастет.

Все, абсолютно все (ну, или почти все) знакомы с древнеегипетской богиней по имени Бастет. Чем же так знаменита эта богиня? В чем ее сила и, почему ее образом считается кошка? Начнем с того, что в древнеегипетском пантеоне богов Бастет появляется во времена расцвета Среднего царства. К этому времени Египтяне накопили серьезный опыт в производстве зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Урожаи были обильными, зерно складировалось в амбарах и, главной проблемой в сохранении урожая для египтян, были мыши. Да, именно обилие мышей могло разрушить благополучие и могущество Египетского государства. С целью борьбы с мышами, естественно, разводили кошек. Именно тогда, когда кошки стали необходимым элементом в борьбе за сохранение урожая, появляется и новая богиня – Бастет.

Изначально основной функцией богини являлось покровительство над кошками, но в дальнейшем на нее были «возложены функции» богини плодородия и она стала «ответственной» не только за сохранение урожая, но и за урожай в целом. Красота и грациозность кошек, коих олицетворяла богиня Бастет, послужили основой для еще одной функции богини, она стала покровительницей женщин, которые обращались к Бастет с просьбами о рождении детей, сохранении мира и благополучия в семье и, естественно, о сохранении молодости и красоты. То есть,

богиня Бастет заняла очень высокое положение в египетском пантеоне богов, по сути являясь образом божественного защитника Египта в разных своих проявлениях.

По преданиям отцом Бастет был бог Солнца Ра, а матерью – богиня Хатор (Луна). В ее божественной семье были и ее сестра – богиня небес Нут, и брат – Хонсу, бог правды, изгоняющий злых духов. Мужем Бастет был бог Бес, не тот, который у нас злой и страшный, а абсолютно идентичный своей супруге, но только с мужской стороны, весельчак, покровитель домашнего очага, защитник стариков, детей и бедных людей. Сын богини Бастет и бога Беса – бог Махес, воин, защитник богов, покровитель стражей фараона. Это все о семье Бастет, а как же выглядела богиня?

Бастет обычно изображали в виде женщины с головой кошки (это ее добрая сущность). В этом виде ее изображали со скипетром (знак царской власти) и систром (музыкальный инструмент), что говорило о ее божественной власти и веселом характере. Нередко у ног богини – кошки изображали корзину с четырьмя котятами, что олицетворяло богатство, плодородие и процветание. Но был у Бастет еще один образ, который наводил на египтян ужас. В этом образе Бастет изображалась с головой льва, что обозначало ее гнев. А если такая прекрасная богиня гневалась – в Египет приходили засуха и страдания.

Как это уже однажды случалось, когда состарился ее отец, бог Ра. В те далекие времена люди (да и боги тоже), решили, что старый Ра уже не имеет той силы, что была у него ранее и, естественно, пытались выступить против него. За помощью Ра обратился к своей дочери Бастет и просил ее навести порядок на земле, напугав людей. Бастет из милой кошечки обратилась в грозного льва и, спустившись на землю, начала нещадно уничтожать людей. Остановить простому смертному ее было невозможно, людей становилось все меньше и меньше. И тогда Ра снова вмешался. По его приказу гонцы вылили на землю огромное количество пива, окрашенного в красный цвет. Бастет приняла это за кровь и выпив очень много, опьянела и уснула. Проснувшись, она уже не была грозной львицей. Это вновь была милая, добрая богиня-кошка Бастет.

До наших дней о Бастет дошло много интересных фактов, например, в городе Бубастис был построен храм в ее честь с самой большой статуей этой богини. Там же находятся усыпальницы храмовых кошек и кошек, хозяева которых были очень значительными людьми Древнего Египта. Цвет богини – черный, символ ночи. В честь богини Бастет ежегодно устраивались празднества на берегах реки Нил. В такие праздники веселился весь народ Древнего Египта.

В четвертом веке до нашей эры, римляне, захватившие Египет, запретили поклоняться Бастет, а кошек Египта, в особенности черных, начали истреблять повсеместно. Таким образом прекрасная богиня, образец для подражания всех древнеегипетских женщин, ушла из истории этого древнего государства, но, воплотилась в другом виде и в других государствах Древнего мира.

Источник

Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.

Вторник, 27 Декабря 2011 г. 05:57 + в цитатник

Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.


«О чудесная кошка, дарованная навеки.»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Египтяне на протяжении всей истории своего существования к животным относились с трепетным благоговением, почитая некоторых из них, как святыни. Кошки в древнем Египте в иерархии таких святынь занимали первые места.

Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.

В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.

Этой богине посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.

Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до нэ. Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота , находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини.

Статуя богини Бастет (Баст) в храме Бубастиса

Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, с то тысяч жрецов собирались в храме в Бубастисе на большое поминовение
божественной кошки. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.

Баст (Бастет)
Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества:
изящество, красоту и ласку.

Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, в правой руке у нее был музыкальный инструмент — систрум, а в левой — зеркало, а у её ног располагались четыре котёнка.

Т ак олицетворялась египтянами богиня плодородия.

Бастет (Баст), как правило, на изображениях была облачена в одеяние зеленого цвета. Традиционно связывалась с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества.

Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек).

Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).


Согласно другим источникам в Египте кошка была связана и с Баст, и с Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.

Баст также была покровительницей детей и охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.

Начало появления культа Бастет — Вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э.

Генеалогия : Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.

Иконография: Изображалась в виде женщины с головой кошки.

Атрибут: Музыкальный интрумент систр.

Священное животное — кошка, отражавшая проворство и силу богини.

Священными кошками самой Баст были кошки черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ своей профессии. Изображение кошки украшало систрум и, иногда, зеркало Хатор. Это животное представляло Луну.

Эта кошка олицетворяла божественность, недоступную простому смертному. Даже верховного бога солнца Ра называли «великим котом». Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением солнечного бога на колеснице по небесным рекам. И горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы.

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу». Транскрипция иероглифов «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

До нас дошли многочисленные рисунки и статуэтки, изображающие кошек. Восходящее солнце олицетворял жук скарабей, обязательно присутствовавший на груди у животных.

В гелиополисском святилище символом верховного бога была статуя кошки гигантских размеров, зрачки которой изменялись в зависимости от направления солнечных лучей. Статуя, выпускающая водную струю каждый час, служила и для определения времени. По легенде статуя кошки изображала животное, которое погибло в схватке со злым змеем Апопом.

Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где Египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа.


Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов.

Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но подлинной богиней кошек стала львиноголовая Бастет.Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью.


Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле…. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски «мау», что значит зрячий, от глагола мау — видеть…. Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале».

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.

Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности.

Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя.

Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги. как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.


Фигурки кошек, как правило, богато украшались египтянами. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Египетские кошки обожествлялись. Для них строились роскошные храмы, их тела мумифицировали, к ним устремлялись тысячи паломников со всех концов страны.

Египетские кошки испокон веков были окружены мисти- ческим ореолом. Глаза их считались окнами в другой мир, и, благодаря их переменчивости, животные нередко сравнивались с Солнцем.

Египетские жрецы находили много аналогий между природой кошки и солнца. Прежде всего – это глаза Кошки.

Солнце поднимается, зрачки глаз кошки становятся меньше. Солнце клонится к вечеру, глаза кошки расширяются.

Когда Солнце скрылось, кошка смотрит на мир широкими зрачками, круглыми и светящимися. Глаза кошки – два уменьшенных солнца. Глаза кошки – волшебные окна в другие миры, в которых можно увидеть очень много.


Кошки – это гости мира мертвых в нашем, проявленном мире.

Считается, что в дом, где живут кошки, никогда не ступит нога вампира или другой темной сущности. Дело в том, что кошки видят их.

Нередко можно заметить «странности» поведения кошки, когда она вдруг замирает и пристально смотрит в какую-то точку. Так она общается с невидимым для нас миром.

В Бубастисе, главном центре культа Баст в Нижнем Египте, священные кошки жили во дворе храма. Ухаживать за ними считалось особой честью, это право передавалось от сына к отцу.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался.

За кошками внимательно наблюдали жрецы, стараясь не пропустить малейшего поданного ими знака. послания богини Баст, чтобы потом истолковать это сообщение.


Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.

В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием.

Египтяне любили своих домашних кошек, которые изображались лежащими на коленях у хозяина или под его сиденьем. Плутарх описывает, как тщательно занимались египтяне разведением кошек, подбирая подходящие по характеру пары.


Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь.

Кошек называли «добрыми духами жилища». Этим грациозным животным люди повсюду уступали дорогу. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах, причём владельцы спасали их, нередко рискуя при этом собственной жизнью.


Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями.

После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.

Тело умершей кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки.
Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.

Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.

Саркофаг с мумией и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

При раскопках в городе Бени-Хасана археологи обнаружили целое кошачье кладбище, на котором упокоилось сто восемьдесят тысяч кошек.

Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка).


Почитание кошки не заканчивалось на уровне семьи. Оно было всенародным. Государственные законы охраняли кошек как могли.

Например, строго- настрого было запрещено вывозить кошек за пределы страны. Наверное, египтяне хотели быть монополистами в области разведения кошек. 🙂 Однако запретный плод всегда сладок. И чем строже были законы, тем больше охотников находилось вывезти кошку из Египта. Для финикийцев это даже стало делом чести. Благодаря из желаю выбесить египтян кошки вскоре распространились по всему Средиземноморью.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина.

Такая любовь к кошкам однажды обернулась против египтян. Зная о том, что ни один египтянин не сможет убить кошку, коварные персы использовали это в войне с Египтом. Они прикрылись кошками как щитами, благодаря чему и одержали победу.


Некоторые ученые утверждают, что еще до эпохи расцвета культуры Древнего Египта, существовала цивилизация, научные и технологические достижения которой превосходили даже современный уровень.

Однако, после того, как природные катаклизмы стерли с лица земли великую цивилизацию, от нее остались лишь легенды, мифы и предрассудки.
Возможно, многих, как и меня, интересует вопрос происхождения кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом.

В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.

«Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?» — «Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис — нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст. Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубасис. Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: «О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги. » Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму».

Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями.По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками — символом плодовитости.

Супругом богини в Бубастисе считался Атум, сыном – грозный Махес – бог бурь и ярости, почитавшийся в облике, опять же, льва. Богиня почиталась и в других значимых городах Нижнего Египта – прежде всего, в Мемфисе, где она отождествлялась с Сехмет, и в Иуну, где она была дочерью Атума — солнечного творца. Известно, что празднество богини-кошки проходило не только в Нижнем Египте, но и на юге — в Фивах и Эсне.

У главного входа — статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье. Баст изображена в виде женщины с кошачьей головой, у ног которой расположились котята.


Кругом продают статуэтки кошек, а в храме обитает множество кошек. Для того, чтобы заботиться об их благосостоянии, организована почти военизированная каста жрецов. Слуги Баст занимают государственные посты.

В обязанности жрецов входят исцеление, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины.

Одна из главных точек притяжения — колоссальный некрополь вблизи храма. Здесь хоронили забальзамированных умерших любимых кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и едой, которая, по мнению древних египтян, необходима в потустороннем мире.

Сам фараон присутствовал на церемониях в честь богини-кошки. Древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. посетил храм в Бубастисе, о котором он написал: «Нет храма настолько приятного для глаз, как этот в Бубатисе».


Самые первые упоминания о кошках мы находим в иероглифическом письме древних египтян. Львы и кошки уже имели свои символы с обозначением «миу» или «мау». Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек — это был расцвет их культа.

Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя.

Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов. Да простят меня любители собак, но хотя собака и была одним из любимых животных египтян, ее никогда не считали божеством.

А египетский бог Анубис — проводник душ умерших — при детальном исследовании, имел все-таки голову шакала. Что же касается кошки, то именно она была и есть настоящим защитником человека от невидимых сил.

Древние египтяне, тибетцы, таитяне и др. народы прошлого, обладавшие мудростью и знанием, хорошо осознавали этот факт.

Любой, кто захочет заглянуть в историю Древнего Египта, сразу заметит особое внимание к животным из семейства кошачьих.

Древняя легенда гласит: «Сияя Ра (взошедшее Солнце) плыл на своем солнечном челне по небесам с востока на запад, следя за тем, чтобы избежать встречи со змеем Апопом (тьмой невежества), побежденным впоследствии дочерью Ра — кошачьей богиней Баст». Из всего вышесказанного следует, что в мышлении египтян, кошачьи боги, и, в частности, Баст, имели совершенно особое значение.

Египтяне смотрели на кошку не только как на любимое существо, а как на представительницу божества. И поэтому относились к ней с уважением и почтением.

. ..тогда то, что они от нее получали, имело иное качество, несло в себе больше чистоты и света, она становилась для них передатчиком божественных энергий.

П ри этом эти богини рассматривались в качестве хранителей местности, собственности, а резные статуэтки имели глубокое символическое значение. Греки называли эти скульптурные изображения «сфинксами». Именно так называли бессмертную кошку, появившуюся в 1966 году в штате Онтарио, в Канаде, за ее сходство с древнеегипетскими статуэтками и теми кошками, которые в те далекие времена «охраняли» пирамиды и фараонов.

Кошка, ассоциировавшаяся с женственностью и тайной, стала для египтян излюбленной обитательницей храмов и домов.

Кошка была так популярна у египтян, что среди населений побережья Нила были широко распространены теофорные имена, в которые включалось имя богини Бастет, например Падибаст – «Тот, кого дала Бастет», Ташенубаст – «Дочь Бастет», Нахтбастетру – «Сильна Бастет против них», Анхбастет – «Да живет Бастет».

Древнейшие изображения кошки в религиозном контексте (амулеты из кости или фаянса) были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Их ношение на теле обеспечивало постоянную защиту от любых опасностей.

Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения и, особенно, беременной хозяйки дома. На их поверхности сохранились образы странных демонических существ, духов и животных, среди которых иногда появляется кошка – истребитель зла, персонифицированного в облике змей. В передних лапах кошка зачастую держит нож, предназначенный для отрезания голов врагов, так же, как и великий солнечный кот в Иуну.

На протяжении всей истории Египта фараонов кошка никогда не исчерпала своего символического образа защитника, порой также связанного с целительством.


Кошка в этих случаях изображается с некоторыми львиными чертами, что явно говорит о ее грозной роли и о том, что как мирная обитательница дома и всеобщая любимица уживалась в облике богини Бастет с яростной львиноголовой покровительницей царя, чье имя которой впервые было упомянуто на каменном сосуде из Саккары, сохранившем имя царя II династии Хетепсехмуи. Символическая связь между кошкой и ее грозным собратом – львом присутствует, спустя века, на ложных дверях в фиванских гробницах вельмож XVIII династии Кенамона и Аменемхета Сурера, которые охраняют симметрично изображенные над дверным «проемом» в иной мир кошки, стражи рубежа двух пространств. Эту роль в египетском искусстве чаще занимали именно львы или же гибридные существа с львиным телом – сфинксы.

Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.

Изображения кошек часто встречаются на ритуальных предметах, связанных с различными ипостасями Хатхор, в частности – на систрах , где она предстает как воплощение гелиопольской богини Небетхетепет, связанной с сексуальной энергией бога-творца, трансформировавшейся в богиню. В этом контексте кошка явно предстает как символ плодовитости, сексуальности и привлекательности.


Связь между кошкой и львицей – двумя аспектами грозной и предсказуемой природы женского божества – всячески подчеркивалась.

Так, одна из статуэток изображает львиноголовую Сехмет сидящей на престоле и поставившей ноги на простертые фигуры пленных иноземцев, в то время как кошка Бастет уселась на их ноги. Детородные функции Бастет, часто окруженной котятами, и ее сексуальная сила были теми ключами, посредством которых богиня становилась умиротворенной и ласковой матерью царя, защитницей заблудившихся в ночи и, в целом, «обратной» стороной Сехмет, вторя словам знаменитого «Поучения Анхшешонка»:
«Когда мужчина пахнет миррой, жена перед ним – словно кошка. Когда мужчина в страдании – жена перед ним подобна львице».
Тот же Анхшешонк, вероятно, намекая на то, что характер кошки непредсказуем и ее трансформация в Сехмет очень быстра, напоминает:
«Не смейся над кошкой».

Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.

Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

Кошка — удивительное создание. Нет животного с более сложным характером и столь противоречивой и богатой историей. Сначала ей поклонялись как божеству, потом видели в ней слугу дьявола, а сейчас она снова идол.

По численности кошка вскоре станет самым популярным домашним животным на Земле.

Даже самая ленивая домашняя кошка — прирожденный охотник. «Я — кошка, которая гуляет сама по себе». Этими словами Киплинг обессмертил присущий кошке дух независимости. Пусть она живет в нашем доме, принимает наш образ жизни, но приручить себя позволила лишь на своих условиях. Да и была ли домашняя кошка по-настоящему приручена?

Египетская мау (мао) считается старейшей в природе естественной породой. Она имеет полное право считаться прямым потомком первых одомашненных кошек древнего Египта.

В Египте человека и кошку связывают давние узы. Ее почитали как богиню еще до того, как она стала домашней. Более тысячелетия она была национальным божеством. Поклонение кошкам уходит корнями в эпоху еще более далекую, чем времена сфинксов с их человеческой головой и туловищем льва.

Источник



Богиня Бастет — описание, мифы, интересные факты

Здравствуйте, дорогие читатели! В древнеегипетской мифологии богиня Бастет являлась одним из верховных и очень почитаемых божеств. Расцвет ее культа пришелся на X-VIII века до нашей эры. Это было связано непосредственно с тем, что в тот период дикие кошки активно приручались и одомашнивались. А богиня как раз связана с этими животными.

В городе Бубастис, который теперь является небольшим поселением недалеко от Нила и носит название Телль-Баста, был возведен самый большой храм в честь древней богини. Там же располагался некрополь, в котором археологи обнаружили большое количество мумифицированных кошек.

Богиня Бастет фигурирует во многих мифах и легендах Древнего Египта. В музеях хранятся статуэтки и иные изображения, по которым несложно составить представление, как выглядела богиня. Статуи в ее честь изготавливались зачастую из бронзы или меди, украшались драгоценными камнями.

Описание богини

За долгие годы существования мифология Древнего Египта видоизменялась. События в мифах не переписывались, однако сами боги трансформировались. У них менялась внешность, одни атрибуты заменялись другими, заново составлялась их родословная. Такая участь не миновала и Бастет.

Ученые до сих пор спорят, правильно ли называть божество именем Бастет («плачущая», «отдающая»). Составить точную расшифровку древнеегипетских иероглифов невозможно так же, как и определить, как они произносятся. Поэтому в ряде источников богиню именуют Баст. Обе версии имени считаются правильными и допустимыми. Реже встречается написание Убастет. Иногда небожительницу зовут Пушт или Пашт (Луна).

Божество было наделено легким нравом. В легендах говорится, что Бастет обожала веселье, танцы и песни, праздники. Потому торжества в ее честь всегда проходили ярко и шумно. Особое внимание на праздниках египтяне уделяли пиву и вину. Считалось, что богиня любит хмельные напитки.

Баст символизировала молодость и красоту. Это роднит ее с Хатхор, олицетворяющей красоту и любовь. Люди верили, что, если обратиться к Бастет с просьбой, чтобы она остановила старение, божество поможет. Женщины в Древнем Египте, выполняя комплекс специальных физических упражнений, сосредотачивали все свои мысли на образе божества. Так можно было призвать Баст, которая вселялась на время в тело и даровала грациозность, крепкое здоровье.

Имя Бастет связывали с целительством. Она помогала выздоравливать. Лекари в Древнем Египте рисовали у постели больного или на двери его дома черную кошку. Этот ритуал привлекал внимание божества, которое после излечивало человека. Кроме этого, ассоциировалась богиня с защитой, охраной.

В божественном пантеоне Древнего Египта есть богиня по имени Сехмет. В некоторых источниках ее описывают не как отдельного персонажа со своей историей и обязанностями, а как «темную», агрессивную сторону Баст. Сехмет и Бастет связывают не только указанные черты. Их облики во многом похожи.

Первоначально Бастет воспринималась египтянами как богиня в образе кровожадной и сильной львицы. Постепенно ее внешность видоизменилась. Сехмет – женщина с головой льва или львицы.

Описание египетской богини будет не полным, если не упомянуть о ее родственных связях с другими богами:

  • бог Солнца по имени Ра – отец Баст, мать – Хатор, связана с Луной; в отдельных легендах сказано, что первоначально Бастет являлась женой Ра и была в числе его верных стражей; по иным данным следует, что родители богини – Исида и Осирис;
  • сестра – Нут, она покровительствует Небу;
  • брата Бастет зовут Хонсу, он – бог-целитель;
  • Бес – божество-карлик, «придворный шут»; он покровительствовал пожилым людям и маленьким детям, нес свет и радость; иногда его называют мужем Баст; в других легендах супругом богини являлся Птаха – бог творчества, искусства, ремесел;
  • сын – Махес; египтяне изображали его с телом мужчины и с головой льва; его наделили свирепым и жестоким характером; Махес – верный слуга и защитник Ра, он покровительствовал египетским фараонам.

Из-за тесной связи с божеством Солнца в Древнем Египте Баст называли Всевидящей. У нее отменно развита интуиция, она способна предсказывать будущее. Одним из символов божества являлась звезда Сириус.

Внешний облик

У Бастет женское тело с головой кошки (или львицы), однако она умеет полностью обращаться в животное. Традиционно божество изображают стоя или сидя. В сидячем положении Баст всегда предстает в кошачьем обличии, ее хвост оплетает лапки с правой стороны. Иногда возле нее находятся котята, что связно с основными функциями богини. Строгого канона в одежде или украшениях нет.

Главные атрибуты:

  1. корзина – символ богатого урожая; иногда в нее помещали четверых котят;
  2. эгида – скипетр из папируса, символизирует вечную счастливую и легкую жизнь в загробном мире;
  3. систр – древнеегипетский музыкальный инструмент, храмовая погремушка, олицетворяющая собой веселье, праздник, шум, которые столь любимы богиней; также систр в стране фараонов считался инструментом, который исцеляет душу и тело; отличительная его черта – ручка, которая всегда изготавливалась в виде кота с лицом человека;
  4. амулеты с кошками, кошачьими лапками, глазами, указывающие на прямую связь божества с этими животными.

В поздней мифологии, примерно к V веку до нашей эры, внешний облик небожительницы снова изменился. В то время Баст стали изображать в образе ястреба с кошачьей головой.

Чему покровительствует

На рассвете культа Баст покровительствовала кошкам, одомашненным и диким, женщинам и детям. Ее почитали как хранительницу домашнего очага, богиню, приносящую любовь и гармонию в дом, в отношения между людьми.

Женщины, которые долго не могли забеременеть или были не способны выносить ребенка, родить здорового малыша, молились Баст, чтобы та даровала им здоровье, потомство и легкие роды. Незамужние девушки просили богиню о любви, о счастливом браке, крепкой семье. Молодых матерей божество наделяло терпением, делало их заботливыми, чуткими, ласковыми.

Детей Бастет оберегала от проблем, невзгод и болезней. Делала их сообразительными, помогала раскрывать природные таланты, защищала от злых сил.

Постепенно ее полномочия расширились. Богиню-кошку начали связывать с плодородием в самом широком смысле. Земледельцы приносили ей дары, прося о богатом урожае, о хорошей погоде. Баст дарила солнечный свет, осадки, «удобряла» почву. Людей, работающих на земле, она наделяла силами, энергией, трудолюбием, волей.

Подчинялись Бастет небесные светила – Солнце и Луна. Иногда ее именуют богиней лунного сияния и солнечного света.
Выступая как защитница и охотница, в редких случаях Баст брала шефство над военным, охотниками, стражами.

Мифы о богине

Широкое распространение получил миф, в котором явно прослеживается связь Бастет и Сехмет. Боги, разгневанные недостойным поведением людей, решили истребить род людской и мир, в котором жили смертные. Ра первым начал карать людей за их грехи и злые поступки, призвав к себе на помощь Бастет.

Обратившись в дикую львицу, богиня спустилась в мир людей. Она с особой жестокостью расправлялась со смертными, не щадя ни детей, ни женщин. Постепенно все земли окрасились в темно-бордовый цвет – цвет людской крови. Баст в образе безумной яростной львицы невозможно было остановить.

Наблюдающие за событиями боги в какой-то момент раскаялись. Они попытались поймать Баст и усмирить ее, привести в чувства. Однако у них ничего не вышло. Тогда люди, оставшиеся в живых, пошли на хитрость: они окрасили крепкое пиво в красный цвет и разлили его по земле. Львица слизала напиток, приняв его за кровь, опьянела и уснула.

Спящую Бастет забрали боги. А когда та пришла в себя, сумели усмирить ее и заставить сменить гнев на милость.

Иная трактовка описанного выше мифа предполагает, что не божества первыми начали войну против смертных. Древние египтяне подняли восстание, желая свергнуть бога Солнца – Ра. Тогда он обратился за помощью к Бастет, которая перевоплотилась в львицу и встала на его защиту.

В древнеегипетских легендах описан еще один случай, когда богиня приняла облик Сехмет. Произошло это в тот момент, когда бог Анубис огрызнулся на нее, чем напугал и разгневал женщину-кошку.

В мифе о бабочке добрая и ласковая богиня предстает в образе самовлюбленного и достаточно жестокого, беспокойного существа. Насекомое появилось возле огня, разведенного в покоях Баст, и отвлекло богиню от мыслей о себе любимой.

Бастет попыталась выгнать бабочку, но обожглась о язычки пламени. Разозлившись, она позвала на помощь Гора, покровителя природы. Тот отказался убить насекомое, но спросил Баст о том, что она думает о бабочке.

Богиня надолго погрузилась в раздумья, но так и не смогла ничего ответить. На ее встречный вопрос Гор сказал, что успел познать всю правду о бабочке. Этой правдой оказался покой (спокойствие), которому Бастет следовало научиться.

Интересные факты

  1. Культ богини-кошки сохранялся до конца IV века до нашей эры. После распространения христианской религии древние божества забылись. Началось время уничтожения кошек, особенно черных.
  2. Древние египтяне семь раз в год проводили торжества, посвященные небожительнице с головой кошки. Но самый шумный и яркий праздник выпадал на середину апреля.
  3. Люди верили, что любая кошка может передать послание или весточку от Баст. В каждом храме существовали особые жрецы, приглядывающие за животными и разговаривающие с ними.
  4. Весной статуэтки, олицетворяющие Баст, выносили из домов. Их ставили на засеянной земле для богатого урожая. Огромную статую божества, взятую из центрального храма, возили на лодке по всему Нилу. Этот ритуал защищал от разлива реки.
  5. Популярными подношениями божеству выступали фигурки кошек, хмельные напитки, свежие фрукты, мясо.
  6. По одной из версий, четыре котенка Бастет – плодородие, любовь, процветание, потомство.
  7. Во время празднований в честь верховной богини в Древнем Египте запрещалось охотиться на львов.
  8. Цвет божества – черный.
  9. Отождествляли Баст с такими богинями, как Тефнут и Мут. В поздней мифологии ее культ слился с культом Исиды.
  10. В Илиополе (Гелиополисе), что некогда располагался на северо-востоке от Каира, находилась огромная статуя с телом женщины и головой кошки. В зависимости от времени суток ее зрачки то сужались, то расширялись.
  11. Когда в доме египтянина умирала кошка, начинался траур. В такие моменты хозяева, похоронившие любимого питомца, верили, что Солнце и Луна – глаза их кошки, которая теперь наблюдает за людьми из чертогов Бастет.
  12. Возле древних святилищ божества находились кладбища, где хоронили домашних, диких, уличных кошек. Вместе с ними в землю зарывались игрушки и угощения.
  13. В мифологии прослеживается тонкая связь Баст с Гором, нередко предстающим в обличие сокола. Потому богиню иногда изображают в виде крылатой кошки. Современные легенды наделили Бастет отношениями с Анубисом – богом мертвых.
  14. Ученые предполагают, что возможная порода Баст – египетская мау.
  15. Богиня отлично играет на ситаре и поет. Нередко ее избирали в покровительницы творцы: поэты, музыканты, художники.

Благодарим вас, друзья, за прочтение статьи. Надеемся, она оказалась интересной и полезной. Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях и подпишитесь на новости нашего сайта. До скорых встреч!

Источник

Читайте также:  Кошка шипит новую кошку

Котята и коты © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.