Меню

Девушка с кошкой картины художников

Девушка с кошкой картины художников

  • Автор:Иван Николаевич Крамской
  • Музей: Музей Русского Искусства, Киев
  • Год: 1882

Описание картины:

Именно в портретах раскрылся величайший талант Ивана Николаевича Крамского, хотя его работы на историческую и религиозную тему не менее прекрасны.

Он ухватывал самую суть, искал человека в человек, не боялся неожиданных ракурсов, особую роль уделял изображению лица и рук и создал совершенно новую трактовку детского портрета.

На представленном полотне изображена дочь художника – это София. Как тонкий лирик и смелый колорист раскрывается здесь мастер. Дочь его находится на пороге перехода из детства в юность, но никакого любования свежестью и молодостью зритель здесь не отыщет. Всё от того, что художник всегда видел в детях равноправных моделей, строя свой художественный диалог, в первую очередь, с полноценными личностями. Крамского нередко упрекали в излишней психологичности детских портретов.

Вот и здесь лицо девушки, прилёгшей на диван, серьёзно, а глаза задумчивы. Героиня погружена во взрослые мысли. Изломанная поза уравновешивается мягкими, нежными очертаниями кошечки. Очень выразительны руки и особенно длинные тонкие пальцы.

Отношение Крамского с дочкой были очень дружественными, если не сказать больше – эти два родных человека обожали друг друга. По творчеству художника можно отчётливо проследить, как взрослела и хорошела его дочь, так как мастер оставил множество её портретов. Судьба девушки была печальна: она была репрессирована и, избежав казни, долгое время провела в ссылке. Крамской уже этого не застал…

Источник

9 картин самого неравнодушного к кошкам художника-импрессиониста

«Кошки — единственные женщины, о которых стоит говорить. Их всего веселее писать», — считал этот художник

Часто и с удовольствием пускал котиков на свои картины (и на руки — к героям своих портретов) Пьер Огюст Ренуар.

Жан Ренуар, сын художника, ставший знаменитым кинорежиссёром, оскаровским лауреатом, в своей книге воспоминаний об отце неоднократно заводит речь о кошках. Конечно, эта любовь к кошкам у Огюста Ренуара ещё из детства:

После первого причастия Ренуар стал яростно рисовать. Бумаги было не так-то много, и он рисовал мелом на полу. Дед был недоволен, обнаруживая исчезновение мела, но одобрял фигурки, которыми его сын покрывал полы квартиры. Маргерит Мерле с ним соглашалась и однажды подарила сыну тетради и карандаши. «Из Огюста выйдет толк. У него есть глаз». Более всего Огюст любил делать портреты. Родители, братья и сестра, соседи, их кошки и собаки — он рисовал всех и вся, как делал потом всю жизнь. Ренуар уже тогда считал мир и его обитателей кладезем «мотивов».

Одним из любимых мотивов Ренуара станут портреты девушек с кошками:

А вот Жан Ренуар цитирует слова отца — о кошках и других животных (у Огюста Ренуара было отменное чувство юмора!):

«Кошки — единственные женщины, о которых стоит говорить. Их всего веселее писать. Впрочем, я вспоминаю дебелую козу — это была великолепная особа! Мне доставляли немало удовольствия китайские собачонки. Они восхитительны, когда потягиваются». Отец любил сравнивать человеческие существа с животными. «Дарвин ничего в этом не смыслил. Почему говорить только об обезьянах? Имярек (он называл крупного торговца картинами), несомненно, происходит от обезьяны. Но среди предков Виктора Гюго безусловно фигурирует жеребец. А как много женщин,похожих на гусынь. Что не мешает им быть очаровательными.Гусыня — это ведь такая прелесть!»

Это одна из самых загадочных и необычных картин Ренуара: личность мальчика неизвестна, никаких намеков на то, что это кто-то из героев древней мифологии нет (если только не считать таким намёком наготу), а взгляд у главного героя, между тем, многозначительный. Единственное, что искусствоведы способны толковать в этой картине, — сама живопись. И особенно холодная цветовая гамма: по ней очень заметно, что Ренуар уже подружился с Гюставом Курбе и Эдуаром Мане и попал под их художественное влияние.

Читайте также:  Дева кошка женщина характеристика

Теперь перейдём к тем, кто позировал Ренуару с кошками и чьи имена нам точно известны:

И это вовсе не дочка упомянутого выше Эдуара Мане. Жюли — дочка художницы-импрессионистки Берты Моризо: у неё был платонический роман с Эдуаром Мане, но художник был женат, а Берта была девушкой из приличной семьи. В итоге Моризо вышла замуж за брата Эдуара, Эжена Мане: вот их дочку и написал Ренуар.

А это Алин Шариго (любимая натурщица и будущая жена Ренуара) с их первым сыном Пьером: они сначала произведут на свет первенца, а потом, через пять лет, поженятся и родят Пьеру младших братьев — Жана (знаменитого режиссёра, чьи воспоминания мы цитируем в этом материале) и Клода . Пьер Ренуар тоже свяжет свою жизнь с кино — станет актёром, будет сниматься в фильмах брата, а Клод станет ассистентом режиссёра (и тоже будет сотрудничать с Жаном Ренуаром).

Огюст Ренуар изображает собственную семью так, будто перед ним мадонна с младенцем: и кошка здесь более чем уместна — ещё мастера Возрождения помещали её на картины со святым семейством как символ плодовитости.

Ренуару нравились женщины, похожие на кошек, с повадками кошек — и его жена Алин Шариго была в этом смысле совершенством. «Её хотелось почесать ей за ушами!» — говорил о жене Ренуар.

Из воспоминаний Жана Ренуара об отце:

Ренуар недоверчиво смотрел на людей, не пьющих вина: «Они скрытые пьяницы». О тех, кто не курит, он говорил: «У них какой-нибудь тайный порок». Моя мать была лакомкой, как «кошка». Ренуар утверждал, что она таким образом отдает свою дань Церере и Бахусу. Он не верил, что греческие боги навсегда ушли из мира.

А иногда Ренуар писал кошек просто так — без повода и без человеческой компании:

Читайте также:  Уход за шерсть пушистых кошек

Источник

Девушка с котом, чей портрет наводил ужас на светский Париж: несколько историй о Маргарите Матисс, дочери художника

У Матисса было не только великолепное чувство цвета, но и отличное чувство юмора. «Если б женщина с моей картины встретилась мне на улице, я бы испугался и удрал от неё» , — говорил он. И тут же уточнял: «Но я создаю не женщин, а картины!»

А ещё Матисс считал, что картины нужны для того, чтобы радовать и успокаивать. И жизнерадостных полотен у него предостаточно.

Но в 1908-1910 годах Анри Матисс создал необычную серию женских портретов: их одобрили бы феминистки, но современников эти портреты пугали. Женщины на них были сильные, смелые, не жеманничали, а смотрели зрителю прямо в глаза. А из-за того, что художник использовал на картинах чёрные контуры, выглядели зловеще.

Самой жуткой картиной этого цикла оказался портрет дочери художника — 15-летней Маргариты Матисс.

В «пересказе» он даже мил: девушка гладит котика, она в нарядной белой блузке, на щеках у неё здоровый румянец. У картины приятный пёстрый фон: бирюзовый, розовый плюс жёлтый контур кресла. «Девушку с кошкой» у Матисса купила Сара Стайн (она была золовкой Гертруды Стайн — женой её старшего брата Майкла Стайна): гости, которые видели картину у неё дома, натурально приходили в ужас. Публика была не готова ни к такой манере художника, ни к тому, что женщины на портретах могут выглядеть независимым настолько, что кажутся агрессивными.

Маргарита Матисс (1894—1982) – единственная дочка художника. И одна из его самых любимых моделей. Художник всю жизнь экспериментировал со стилями — и на портретах дочери это тоже отразилось. Далеко не все они пугают. Вот, например, тот самый жизнерадостный Матисс:

Маргарита – внебрачная дочь Матисса, которую родила его модель Каролина Жобло. Через 4 года после появления на свет Маргариты художник женится на другой женщине — Амели Парейр: Матисс заберёт дочку в свою семью и будет воспитывать её вместе с женой, которая родит ему ещё двух сыновей. Воспитывать и постоянно писать её портреты.

На многих портретах Маргарита изображена с бархаткой на шее: украшение прикрывает шрам от трахеотомии. В шестилетнем возрасте девочка заболела дифтерией, от которой едва не умерла. В критический момент, когда она совсем задыхалась, пришлось прибегнуть к травматичной процедуре.

Бархатку Маргарита надевала не только для позирования отцу — она носила её и в жизни:

Случай с дифтерией — не единственный, когда Марго Матисс чудом выжила. Во время Второй мировой войны её арестовали за участие в Сопротивлении. Она сумела сбежать из поезда, который вёз её в концлагерь. Отец думал, что Маргарита погибла. Когда она появилась на пороге его дома — схватился за бумагу и карандаш, чтобы набросать её портрет.

Читайте также:  Прививки во время беременности кошек

Маргарита помогала отцу, была не только его моделью и музой, но и менеджером: вела его дела, общалась с коллекционерами — словом, максимально старалась оградить его от забот, чтобы он мог быть полностью посвятить себя творчеству. А после его смерти она составляла каталог его работ. Их отношения несколько испортились после замужества Маргариты: она вышла замуж за искусствоведа Жоржа Дютюи, но отец не одобрил её выбор.

Маргарита и сама пробовала себя в живописи, но её работ осталось крайне мало. Она сама их уничтожила: не хотела, чтобы кто-нибудь по ошибке и злонамеренно выдавал её работы за работы её великого отца.

Источник



Девушка с кошкой, Крамской — описание картины

  • Автор:Иван Николаевич Крамской
  • Музей: Музей Русского Искусства, Киев
  • Год: 1882

Описание картины:

Именно в портретах раскрылся величайший талант Ивана Николаевича Крамского, хотя его работы на историческую и религиозную тему не менее прекрасны.

Он ухватывал самую суть, искал человека в человек, не боялся неожиданных ракурсов, особую роль уделял изображению лица и рук и создал совершенно новую трактовку детского портрета.

На представленном полотне изображена дочь художника – это София. Как тонкий лирик и смелый колорист раскрывается здесь мастер. Дочь его находится на пороге перехода из детства в юность, но никакого любования свежестью и молодостью зритель здесь не отыщет. Всё от того, что художник всегда видел в детях равноправных моделей, строя свой художественный диалог, в первую очередь, с полноценными личностями. Крамского нередко упрекали в излишней психологичности детских портретов.

Вот и здесь лицо девушки, прилёгшей на диван, серьёзно, а глаза задумчивы. Героиня погружена во взрослые мысли. Изломанная поза уравновешивается мягкими, нежными очертаниями кошечки. Очень выразительны руки и особенно длинные тонкие пальцы.

Отношение Крамского с дочкой были очень дружественными, если не сказать больше – эти два родных человека обожали друг друга. По творчеству художника можно отчётливо проследить, как взрослела и хорошела его дочь, так как мастер оставил множество её портретов. Судьба девушки была печальна: она была репрессирована и, избежав казни, долгое время провела в ссылке. Крамской уже этого не застал…

Источник