Меню

Колченогая кошка это матренин двор

Цитатная характеристика Матрёны из повести «Матрёнин двор» (Солженицын А. И.)

Матрена — главная героиня повести А. И. Солженицына, деревенская женщина лет шестидесяти, освобожденная от работы в колхозе из-за болезни. Жила Матрёна Васильевна Григорьева худо и в одиночестве, не получая ни от кого поддержки.

«Пенсии не получала, а в колхозе работала она не за деньги, а за «палочки».

Героиня была одинока по многим причинам: овдовела, лишилась всех детей, и, пожалуй, вызывала непонимание со стороны односельчан из-за своей бескорыстной помощи.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Кто бы не просил её о содействии, женщина всегда соглашалась протянуть старую, но сильную руку помощи:

« — Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить, — говорила соседка. — Картошку будем докапывать».

« . И Матрёна не могла отказать».

“ — Та-ак, — раздельно говорила жена председателя. — Товарищ Григорьева? Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить!

« — Ну что ж, — тянула она. — Какому часу приходить-то?»

Единственными сокровищами Матрены были её «горшки с любимыми фикусами, а также старая колченогая кошка, подобранная на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши, да тараканы». Радовалась она мелочам, а работе придавалась усердно. Это знали все в округе, как и то, что жизнь у нее была не из легких. Мужем Матрёне приходился младший брат Ефим, но любила она старшего — Фаддея. Однажды ушёл старший на войну, да так и не воротился. Ждала его героиня, ждала. Всё же не дождалась, и вернулся Фаддей к уже замужней Матрёне. Имела она тогда шестерых деток, да все умирали маленькими. Вот вскоре к порогу подкралась Великая Отечественная Война, в конец забирая у нее последнее — мужа. Осталась Матрена совсем одна, поэтому пошла просить у Фаддея его младшую дочь — Киру. Воспитала Матрена её, вырастила и отправила в путь идти своей дорогой.

Разнообразилась одинокая жизнь героини после появления в ней постояльца Игнатича. Теперь Матрёне было ради кого рано вставать, готовить еду, было с кем поговорить вечерами. Иногда Матрена казалась отстранённой, занятой своими делами, а иногда чувствительной и ранимой, совсем юной девушкой: «Держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах:

— А вот это — по-нашему… — прошептала она, вся мокрая от слёз.

Когда же временами в трудную жизнь, полную заботами, врывалась болезнь, героиня стойко встречала её:

«Матрёна валилась и лежала пластом. Но никак не жаловалась, не стонала».

В этом ярко отражалась натура русской крепостной женщины. Задавленная непосильным трудом, всё-таки сумела она сохранить свободное сердце, силу духа, духовную красоту и открытость «ко всему и вся».

Вот и вскоре выросла воспитанница её — Кира. Решила тогда Матрёна отдать ей свою горницу: «Горницу с подклетью разобрали, а избу саму с укороченными мостами отсекли временной тесовой стеночкой».

Разделили дом, да собрались перевозить. Тут и Матрёна решила подсобить, так как никогда не любила «отсиживаться в стороне». Загрузили имущество на сани, прикрепленные к трактору, и отправились они в путь.

«Сопровождать сани шли зять-машинист, Фаддей, хромой сын Фаддея и ещё племянник один».

Но случилось в морозную ночь непредвиденное — трос лопнул. Ринулись все его ладить. А по рельсам в это время приближался паровоз, на которых и остановились они, устраняя поломку. Но не слышал никто ничего из-за заведенного трактора.

«Налетел паровоз, и туда же, меж трактором и санями, понесло и Матрёну».

В мгновение тут же стало заметно отсутствие её в этом мире. У кого теперь просить помощи? На фоне смерти Матрены проявляются алчные, грязные характеры её сестёр, Фаддея, подруги Маши.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id79965

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Источник

Краткое содержание «Матренин двор»

«Матренин двор» Солженицына – рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчан женщины Матрены. Опубликован впервые в журнале «Новый мир» в 1963 году.

Рассказ ведется от первого лица. Главный герой становится квартирантом Матрены и рассказывает о ее удивительной судьбе. Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» хорошо передавало идею произведения о чистой, бескорыстной душе, но было заменено во избежание проблем с цензурой.

Читайте также:  Кошка лечит людей лапками

Прочитать краткое содержание «Матренин двор» по главам особенно актуально для учеников 9 класса, в котором произведение изучается.

Главные герои

Рассказчик – немолодой мужчина, отбывший срок в тюрьме и желающий тихой, спокойной жизни в русской глубинке, поселился у Матрены и рассказывает о судьбе героини.

Матрена – одинокая женщина лет шестидесяти. Живет одна в своей избе, часто болеет.

Другие персонажи

Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.

Сестры Матрены – женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски.

Краткое содержание

В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, на дороге к Казани и Мурому, пассажиров поезда всегда удивляло серьезное снижение скорости. Люди устремлялись к окнам и говорили о возможном ремонте путей. Проезжая этот участок, поезд снова набирал прежний ход. А причина замедления была известна лишь машинистам да автору.

Глава 1

В 1956 году летом автор возвращался из «пылающей пустыни наугад просто в Россию» . Его возвращение «затянулось годков на десять» , и ему не было ни куда, ни к кому спешить. Повествователь хотел куда-то в русскую глубинку с лесами и полями.

Он мечтал «учительствовать» подальше от городской суеты, и его направили в городок с поэтичным названием Высокое Поле. Там автору не понравилось, и он попросил перенаправление в место с жутким названием «Торфпродукт». По приезде в поселок рассказчик понимает, что сюда «легче приехать, чем потом уехать» .

Здесь, в небольшом селе Тальново, автор встретил на базаре женщину, которая помогла ему найти дом. Так он стал квартирантом у Матрены – «одинокой женщины лет шестидесяти» .

Кроме хозяйки, в избе обитали мыши, тараканы да из жалости подобранная хромая кошка.

Каждое утро хозяйка просыпалась в четыре-пять утра, опасаясь проспать, так как не очень доверяла своим часам, которым шел уже 27 год. Она кормила свою «грязно-белую криворогую козу» и готовила нехитрый завтрак постояльцу.

Как-то от сельских женщин узнала Матрена, что «вышел новый пенсионный закон» . И стала Матрена добиваться пенсии, но было очень трудно получить ее,потому что разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день нужно было потратить из-за одной подписи. Да и жаловалась квартиранту, что «притесняют» ее.

Люди в поселке жили бедно, несмотря на то, что вокруг Тальново расстилались на сотни километров торфяные болота, торф с них «принадлежал тресту» . Сельским женщинам приходилось мешками натаскивать себе торфу на зиму, прячась от набегов охраны. Земля здесь была песчаной, урожаи давала бедные.

Люди в селе часто звали Матрену на свой огород, и она, бросив свои дела, шла помогать им. Тальновские женщины едва ли не в очередь выстраивались, чтобы забрать на свой огород Матрену, ведь работала она в удовольствие, радуясь хорошему чужому урожаю, к тому же денег за свой труд никогда не брала.

Раз в полтора месяца хозяйке выпадала очередь кормить пастухов. Обед этот «вгонял Матрену в большой расход» , потому что приходилось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка себе такой роскоши не позволяла даже на праздники, живя только тем, что давал ей убогий огород.

Рассказывала Матрена как-то про военного коня Волчка, который испугался и «понес сани в озеро» . «Мужики поотскакивали, а она за узду схватила, остановила» . При этом, несмотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и до дрожи в коленях поезда.

К зиме Матрене все же насчитали пенсию. Соседки стали завидовать ей: «Теперь Матрене и умирать не надо!» . А бабушка наконец-то заказала себе новые валенки, пальто со старой шинели и спрятала на похороны двести рублей.

Как-то на крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Рассказчик был удивлен, ведь раньше он не видел их. Подумал, может, они опасались, что Матрена будет просить помощи у них, вот и не приходили.

С получением пенсии бабушка будто ожила, и работа ей давалась легче, и болезнь беспокоила реже. Только одно событие омрачало настроение Матрены: на Крещение в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и осталась она и без воды, и без котелка.

Глава 2

Тальновские женщины расспрашивали Матрену о ее постояльце. А она передавала вопросы ему. Автор рассказал хозяйке лишь то, что был в тюрьме. Сам же не расспрашивал о прошлом старушки, не думал, что есть там что интересное. Знал только, что вышла она замуж и пришла в эту избу хозяйкой. Детей у нее родилось шестеро, но все они умерли. Позже была у нее воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.

Как-то придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить за своего сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и наглого мальчишку, которого переводили из класса в класс только чтобы «не портить статистику успеваемости» , иногда почему-то просила и сама Матрена. После ухода просителя рассказчик узнал от хозяйки, что это был брат ее пропавшего мужа. В тот же вечер она рассказала, что должна была выйти за него замуж «Он за меня первый сватался» . Будучи девятнадцатилетней девушкой, Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где он пропал без вести. Спустя три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки и свататься к девушке пришел младший брат Фаддея – Ефим. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и пошла хозяйкой в этот дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Бросилась ему в ноги Матрена, а он сказал, что «если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих» .

Читайте также:  Гигиеническая стрижка кошек это как

В жены он позже взял «другую Матрену» – девушку с соседнего села, которую выбрал в жены только из-за имени.

Автор вспомнил, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, что муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены дети рождались и почти сразу умирали.Она думала, что всему виной была «порча» .
Вскоре началась война и Ефима забрали, откуда он уже не вернулся. Одинокая Матрена взяла у «второй Матрены» маленькую Киру и воспитывала ее 10 лет, пока девушка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена сильно болела, то рано позаботилась о завещании, в котором присудила отдать воспитаннице часть своей избы – деревянную горницу-пристройку.

В гости приехала Кира и рассказала, что в Черустях, где она живет, чтобы получить землю молодым, необходимо поставить какую-нибудь постройку. Для этой цели очень подходила завещанная Матренина горница. Фаддей начал часто приходить и уговаривать женщину отдать ее сейчас, при жизни. Не спала Матрена две ночи, не жаль было ей горницы, но страшно было ломать крышу дома. И вот в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу, которую когда-то и построил со своим отцом.

Две недели лежала горница возле дома, потому что метель замела все дороги. А Матрена была сама не своя, к тому же пришли три ее сестры и обругали за то, что она позволила отдать горницу. В те же дни «кошка колченогая сбрела со двора и пропала» , что сильно расстроило хозяйку.

Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей пригнал трактор и на двое самодельных саней грузили разобранную горницу. После выпили самогона и в потемках повезли избу в Черусти.Провожать всех пошла Матрена, да так и не вернулась. В час ночи рассказчик услышал голоса в деревне. Оказалось, что сани вторые, которые из жадности Фаддей прикрепил к первым, застряли на рельсах и рассыпались. В это время шел паровоз, из-за бугра его было не видно, из-за мотора трактора не слышно. Он налетел на сани, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрена. Глубокой ночью пришла подруга Матрены Маша, рассказала об этом, погоревала, а потом сказала рассказчику,что Матрена завещала ей свою «вязанку», и она ее хочет забрать в память о подруге.

Глава 3

Наутро Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает, как приходили прощаться с ней сестры, плача «напоказ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кира горевала искренне по погибшей приемной матери, да «вторая Матрена», жена Фаддея. Самого же старика на поминках не было. Когда они перевозили злосчастную горницу, первые сани с досками да латами так и остались стоять у переезда. И в то время, когда один сын его погиб, зять под следствием, а дочь Кира чуть не теряет рассудок с горя, он переживал только о том, как доставить сани домой, и упрашивал всех знакомых помочь ему.

После похорон Матрены избу ее «забили до весны» , а рассказчик переселился к «одной из ее золовок» . Женщина часто вспоминала о Матрене, но все с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, который так разительно отличался от людей вокруг. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, никому не отказывала в помощи, хоть здоровье ее было слабым.

Свое произведение А. И. Солженицын заканчивает словами: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она – тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша» .

Заключение

Произведение Александра Солженицына повествует о судьбе искренней русской женщины, у которой «грехов было меньше, чем у колченогой кошки». Образ главной героини – это образ того самого праведника, без которого не стоит село. Матрена всю жизнь свою посвящает другим, в ней нет капли злобы или фальши. Окружающие пользуются ее добротой и не осознают, насколько святая и чистая душа у этой женщины.

Так как краткий пересказ «Матренин двор» не передает самобытной авторской речи и атмосферы рассказа, стоит прочитать его полностью.

Читайте также:  Окомистин глазные капли для кошек можно ли

Тест по рассказу

Краткое содержание усвоится намного лучше, если вы ответите на вопросы этого теста.

Источник



Солженицын: Матренин двор

Солженицын: Матренин двор

Григорьева Матрена Васильевна — крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой, жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальково) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. Матрена, по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно». Дом старый, в дверном углу у печки — Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами — главное ее богатство. Из живности — колченогая старая кошка, которую Матрена пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Замуж Матрена вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла. рук у них не хватало». Вышла за Ефима — младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала — «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» — не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим, и осталась Матрена одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила Матрена, что его уже нет в живых. У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и Матрена взяла к себе младшую девчонку — Киру, воспитала ее. Пенсию Матрена не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку — никогда никому Матрена не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее — нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его — невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить. Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.

Матрене была присуща врожденная деликатность — боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала — «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться дза помощью? На фоне смерти Матрены проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея — бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то — грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село». Рассказчик — автобиографический персонаж. Матрена называет его Игнатьичем. Отбыв ссылку в «пыльной, горячей пустыне», он реабилитирован в 1956 г. и пожелал жить в деревне где-нибудь в средней полосе России. Оказавшись в Талькове, он поселился у Матрены, преподавал математику в школе. Лагерное прошлое проступает во всех его поступках и желаниях: уйти от посторонних глаз, от любого вмешательства в свою жизнь. Игнатьич болезненно переживает случай, когда Матрена случайно надела его телогрейку, не выносит шума, особенно репродуктора. С Матреной они сразу поладили — с ней невозможно было не ладить, хотя и жили в одной комнате, — до того она была тихая и услужливая. Но и Игнатьич, человек многоопытный и ученый, не сразу понял Матрену, и оценил ее по-настоящему лишь после смерти.

Источник