Меню

Мэри кассат картины с кошками

Мэри
Кассат

Европейские впечатления

Мэри Кассат появилась на свет в пенсильванском городе Аллегейни, в семье преуспевающего брокера и торговца землей Роберта Кассата и дочери банкира Кэтрин Джонстон Келсо. Ее мать была образованной энергичной женщиной и оказала большее влияние на мировоззрение будущей художницы.

Когда Мэри исполнилось 7 лет, Кассаты отправились в Европу. Они путешествовали почти 5 лет: жили в Париже, Лондоне, Берлине. Задержались в Дармштадте — старший брат Мэри Александр, будущий президент Пенсильванских железных дорог, изучал там инженерное дело. Девочка выучила французский и немецкий, получила первые уроки музыки и рисования. В 1855 году на Всемирной выставке в Париже она увидела работы Энгра, Коро, Делакруа и других современных живописцев. Мэри было 11, и она уже решила, кем хочет стать.

Юная бунтарка

К тому времени Кассаты перебрались в Филадельфию, где располагалась Пенсильванская академия изящных искусств. Подросток Мэри вознамерилась там учиться. Для пуританской Америки это был вызов. Сверстницы Кассат получали домашнее образование, необходимое для привлечения видных женихов, и не помышляли о каких-то аудиториях. В самой академии девушкам со скрипом разрешали приходить на занятия только трижды в неделю.

Бунтарка стояла на своем. В конце концов родители наняли преподавателя, который подготовил ее к поступлению в академию. Кассат было всего 15.

Когда в 1861 году в США началась Гражданская война, в соседней Виргинии шли бои. Роберт Кассат от греха подальше отправил семью в безопасное место. Но Мэри напрочь отказалась оставлять учебу…

Позже она скажет, что учебы как таковой не было. Уроки были скучными. Отношение к девушкам со стороны преподавателей-мужчин было снисходительным. Студенткам не разрешалось даже рисовать с обнаженной натуры. Зарождавшийся феминизм приобрел ярую сторонницу.

После окончания войны Мэри решила продолжить образование в Париже. Последовала череда домашних скандалов. Во время очередной лекции о предназначении женщины Кассат заявила, что отказывается от замужества и детей и полностью посвящает себя живописи.

Первые шаги

Только спустя год отец отпустил Мэри — с матерью и сестрой Лидией в качестве компаньонок. Поскольку в парижскую Школу изящных искусств не принимали женщин, 22-летняя Мэри копировала работы в Лувре, брала частные уроки у мастеров академического стиля и приглядывалась к «революционной» живописи Мане и Курбе, отвергаемой Парижским салоном. Между тем саму Кассат салон заметил — в 1868 году жюри отобрало для выставки ее картину «Мандолинистка».

С началом франко-прусской войны Мэри все же пришлось вернуться домой. Отец так и не смирился с ее выбором. Он оплачивал основные нужды дочери, но наотрез отказался финансировать занятия живописью. Американцы картины Кассат не покупали. Две ее работы сгорели во время Великого чикагского пожара 1871 года… Художница впала в депрессию и отложила кисти. Сейчас известны только две работы первого периода ее творчества.

Спасение пришло неожиданно — в лице архиепископа Питтсбурга. Он заказал Мэри копии полотен Корреджо, находящихся в Парме, и в 1871 году Кассат поехала в Италию. Там она узнала, что на выставке Парижского салона 1872 года купили ее картину «Две девушки, бросающие цветы во время карнавала». О талантливой художнице заговорила вся Парма.

Выполнив заказ, Кассат отправилась в путешествие по Испании, Бельгии и Голландии, где продолжала брать уроки, изучать работы старых мастеров и оттачивать собственное мастерство. В Мадриде и Севилье она написала серию «испанских» картин. Примером для Кассат служили полотна Мане, который умело использовал приемы классической школы в современной живописи. К 1873 году, когда Мэри вернулась в Париж, она уже решила, что не будет работать в «неестественной и прилизанной» академической манере.

Знакомство с импрессионистами

На дворе стоял 1874 год. Кассат находилась в творческих поисках, когда с разницей в две недели произошло два важных события. На бульваре Капуцинок открылась первая выставка Батиньольской группы художников, которых позже назовут импрессионистами. Среди участников были Моне, Ренуар, Дега, Сезанн. Новая живопись с ее искренностью и яркими красками пленила Кассат. Подражая Моне, она написала картину «Девушки, собирающие полевые маки». Художница стала выезжать на пленэры, о которых мечтала во время обучения в США, и не расставалась с блокнотом, где делала зарисовки.

Вскоре открылся Парижский салон. Эдгар Дега заметил там картину Мэри «Ида», которая «запала ему в самое сердце» . А через год Кассат, как зачарованная, замерла у витрины магазина, где выставили на продажу пастели самого Дега. «Это изменило мою жизнь. Я увидела искусство таким, каким я хотела его увидеть» , — написала она другу. Заочная любовь художников длилась около трех лет. Когда их наконец познакомили, Дега с порога предложил Кассат выставляться с импрессионистами, а она без раздумий согласилась.

К тому времени Парижский салон несколько раз отклонял работы Кассат. К картинам женщин, у которых не было покровителей в жюри, постоянно придирались. Но мысль о том, чтобы флиртовать с мужчинами ради завоевания благосклонности, была для Мэри омерзительной.

Читайте также:  Черная кошка не отходит

Выставка импрессионистов, состоявшаяся 1879 году, оказалась самой успешной за всю историю движения. Примкнувшая к группе Кассат продала несколько работ. На вырученные деньги она тайком купила две картины — Моне и Дега.

Кассат и Дега

Семья в работах Кассат

Примкнув к импрессионистам, Кассат вздохнула полной грудью. Но вскоре на нее свалились семейные хлопоты, из-за которых живопись отошла на второй план. В 1877 году в Париж приехали родители Кассат с больной сестрой. Мэри самозабвенно ухаживала за Лидией, но болезнь не отступала, и через 5 лет сестра скончалась. Незадолго до этого приехал брат Александр с семьей. Мэри часто изображала родных: «Лидия вяжет крючком в саду в Марли» (1880), «Чтение «Фигаро»» (портрет матери, 1878), «Александр Дж. Кассат и его сын Роберт Келсо Кассат» (1885). Еще одной страстью художницы были театральные сюжеты, весьма популярные среди импрессионистов.

Кассат принимала участие в четырех выставках импрессионистов, включая последнюю, 1886-го года. После этого художница отошла от импрессионизма и больше никогда не причисляла себя к каким-либо художественных движениям.

Самостоятельный путь

В 1891 году в галерее Поля Дюран-Рюэля открылась первая выставка художницы. Центральной частью экспозиции были 10 изящных гравюр в японской стилистике. Вслед за этим Кассат создала ряд шедевров, изображающих женщин и детей: «Купание ребенка» (1893), «Летняя пора» (1894), «Прогулка на лодке» (1894), «Завтрак в постели» (1897).

К концу столетия Кассат получила признание не только во Франции, но и на своей родине. Молодые американские художники подражали ей, коллекционеры консультировались и, поддавшись уговорам Кассат, дарили приобретенные картины музеям США. Доходы художницы возросли, и в 1893 году она приобрела старинный особняк в предместье Парижа.

Увы, любовь публики была скоротечной. В 1899 году, вернувшись во Францию после шести месяцев пребывания в США, Кассат обнаружила, что к ней охладели. В моде были постимпрессионизм, фовизм и кубизм. Художница не стала подстраиваться под переменчивые вкусы богемы. Она продолжала работать в своей манере, пока позволяло здоровье. Последние картины Кассат датированы серединой 10-х годов — к этому времени она почти ослепла. Пережив всех своих друзей, художница умерла в одиночестве в 82 года.

Она всю жизнь поддерживала движение за права женщин. Была одной из тех, кто создал в искусстве образ новой женщины — интеллектуальной и социально активной. Такой мир знает и саму Мэри Кассат.

Источник

Мэри Кассат/Mary Cassatt

Одной из самых ярких личностей во французском импрессионизме считается американка Мэри Кассат (Кэссет).

Мэри Кассат/Mary Cassatt(American, 1844-1926)

Мэри Стивенсон Кэссетт (Кассатт, англ. Mary Cassatt; 22 мая 1844 — 14 июня 1926) — американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром Дега. Мотивом для её полотен послужили образы социальной и личной жизни женщин, с особым упором на тесную связь матерей и детей.

Она родилась 22 мая 1845 года в Пенсильвании в городе Аллегени.

Отец художницы, Роберт С. Кассат, был преуспевающим биржевым брокером,

а её мать, Кэтрин, была родом из банковской семьи.

Мэри Кассат росла в семье, где зарубежные поездки считались важной частью общего семейного образования. В 1853-1855 годах девочка жила в Гейдельберге и Дармштадте, она побывала во многих столицах Европы, включая Лондон, Париж и Берлин, после чего вернулась в Пенсильванию.

Несмотря на то, что семья Мэри возражала против её желания стать профессиональным художником, она в 1861 году начала изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии у Томаса Икинса.

Мэри была энергичной и самостоятельной девушкой, увлеченной желанием стать художницей.

Ей были не по душе неспешный темп академического обучения и покровительственно-несерьезное отношение к ее творчеству со стороны мужчин, как преподавателей, так и студентов.

Вначале Мэри решила продолжить изучение искусства самостоятельно, а в 1866 году она отправляется в Париж. Так как женщины еще не могли посещать Академии живописи, она некоторое время посещала студию Шаплена, где обучались живописи только женщины.

В 1868 году она впервые показала свои работы на выставке в парижском Салоне. Разразившаяся франко-прусская война заставила ее вернуться на родину.

Отец продолжал сопротивляться выбранному дочерью ремеслу и оплачивал ей только основные жизненные потребности.

Найти же в небольшом городе меценатов для поддержки её занятий живописью было трудно.

Она вернулась в Европу лишь через три года, когда архиепископ Питтсбурга (городок Аллегени стал частью Питтсбурга) поручил ей сделать копии нескольких работ итальянского художника Антонио да Корреджо (1489 – 1534).

Кассат принимает это поручение и осенью 1871 уезжает в Италию. С деньгами, которые она заработала, Мэри смогла получить возможность путешествовать и серьезно изучать живопись.

Читайте также:  Кошка роды уход за котятами

В выставках Салона Кэссет вновь участвовала в 1872 и 1874 годах.

Критики, правда, утверждали, что цвета её полотен слишком ярки, а портреты недостаточно точны для того, чтобы соответствовать оригиналу в той степени, в какой это считалось принятым в академической живописи.

Между выставками художница побывала в Испании, Бельгии и Нидерландах, где с увлечением копировала Веласкеса и Рубенса.

В 1877 году произошла судьбоносная встреча с Эдгаром Дега, оказавшая огромное влияние на ее искусство и определившая ее дальнейшую судьбу. Дега познакомил Мэри с другими импрессионистами, пригласил участвовать в выставках группы. Впоследствии она вспоминала: «Я с восторгом согласилась. Наконец-то я могла работать вполне независимо, не беспокоясь о суждениях жюри».

Мэри Кассат приняла участие в четырех из восьми выставкок импрессионистов, показав в общей сложности 45 работ.

Картины и пастели Кассат отличались великолепным рисунком и теплым колоритом, многие из них изображали мать и дитя, и написаны они были с чисто женской нежностью.

Вскоре после первых успехов в кругу импрессионистов, Кассат была вынуждена надолго забросить живопись, чтобы ухаживать за своей матерью и сестрой, которые тяжело заболели после переезда в Париж в 1877 году. Через несколько лет сестра скончалась, но мать поправилась, и Мэри возобновила активные занятия живописью в середине 1880-х годов.

Как и Дега, художница стала чрезвычайно искусной в использовании пастели, выполняя множество работ в этой технике.

Стиль ее картин изменился, стал более строгим и менее сентиментальным.

Мэри больше не отождествляла себя с каким-либо движением и пробовала различные стили.

В тяжелые для импрессионистов 1880-е годы Мэри Кассат делала все от нее зависящее, чтобы как-то помочь друзьям.

Художница не только покупала картины для себя и своих родных, но также старалась всячески рекламировать полотна своих соратников американским друзьям.

В ее доме всегда находилось несколько холстов импрессионистов, которые она пыталась продать своим многочисленным гостям.

Самым оживлённым и творческим периодом в жизни Мэри Кассат стали 1890-е годы.

В 1891 году художница, вдохновленная работами японских мастеров, показанными ранее в Париже, создает серию замечательных цветных литографий.

Они имели огромный успех, просто завораживая публику. К этому времени работы Кассат стали уже известны не только в Европе, но и в Америке.

В том же году в парижской галерее Дюран-Рюэля состоялась ее первая персональная выставка. В 1892 году ей было поручено выполнить роспись для Всемирной выставки в Чикаго. В 1893 и 1895 годах Мэри вновь показывала свои работы у Дюран-Рюэля.

Доходы Мэри значительно возросли, и она покупает особняк недалеко от Парижа, который и стал ее домом до конца жизни.

Когда в 1895 году умирает мать Мери, художница переживает эту смерть очень тяжело, и, чтобы прийти в себя и успокоиться, Кассат решает сменить обстановку и уезжает в Америку.

Признание её собственных работ в Соединенных Штатах пока шло медленными темпами, хотя ей подражали молодые американские художники, нуждавшиеся в её советах и поддержке.

В 1904 году за заслуги в области искусства она была награждена орденом Почетного Легиона.

В 1908 году Кассат в последний раз побывала в США, а через год 65-летняя художница была избрана членом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке.

После окончательного возвращения в Париж, Мери неожиданно для себя понимает, что ее работы не интересуют публику, как раньше, но она не стала подстраиваться под быстро меняющиеся вкусы европейцев.

Мэри Кассат много путешествовала, и во время поездки в Египет в 1910 году она была поражена красотой этой древней страны.

После 1914 года Кассат вынуждена была прекратить карьеру живописца, так как почти ослепла, к тому же она страдала диабетом, ревматизмом и другими заболеваниями.

В этом же году из-за океана пришло известие о награждении художницы Золотой медалью Академии искусств штата Пенсильвания.

Пережив импрессионизм и своих друзей-импрессионистов, выдающаяся художница Мэри Кассат умерла в одиночестве 14 июня 1926 года в Шато де Бофрене, близ Парижа, и была похоронена в семейном склепе.

Сайт Bloomberg на основании данных из базы Artnet (ART) составил рейтинг 20 самых успешных женщин-художниц по аукционному обороту за период с 1985 года по 31 мая 2013 года. Оценивались аукционные успехи как ныне живущих художниц, так и авторов XIX — XX веков. По приблизительным подсчетам, работы 20 участниц рейтинга за рассматриваемый период принесли на аукционах суммарно 1,8 миллиарда долларов.

Мэри Кассат Автопортрет 1878 г. Бумага, гуашь., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Работы представительницы американского импрессионизма Мэри Кассат (Mary Cassat), занимающей вторую строчку рейтинга, за тот же период 1985–2013 принесли на аукционах 136,5 миллиона долларов. И это суммарный результат 1098 работ.

Читайте также:  Что лечит азитромицин у кошек

Лучшей стала Джоан Митчелл. Из наших в первой десятке оказались Лемпицка и Гончарова. А Мэри Кассат заняла 2 строчку с аукционным оборотом 136,5 миллионов долларов, за 1098 проданных лотов.

Источник



Мэри Кассат — дорогу женскому импрессионизму!

Импрессионизм, как правило, ассоциируется у обывателя с художниками-французами. Но само существование американской художницы-импрессионистки ломает все стереотипы жанра. Мэри Кассат (Mary Cassatt) не просто внесла вклад в это направление, она создала огромное количество «семейных» картин, которые пронизаны домашним теплом и уютом.

Мэри Кассат родилась в обеспеченной семье в Пенсильвании. Она еще в детстве побывала во многих европейских столицах, включая Лондон, Берлин и Париж. Поэтому путешествия по Европе можно с полной уверенностью назвать важной частью ее образования. А французская столица вообще сыграла решающую роль в судьбе будущей художницы.

Отец Мэри, биржевой брокер Роберт Кассат, был против того, чтобы дочь всерьез занималась живописью. В то время увлечение искусством считалось полезным для девушки, но о том, чтобы сделать подобное хобби делом всей своей жизни, не могло идти и речи. Но Мэри пошла наперекор желанию семьи и стала изучать живопись в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии. Учиться у мужчин, да еще и в неспешном темпе, мисс Кассат совсем не нравилось, потому в 1866 году она уехала в Париж, где намеревалась продолжить обучение самостоятельно.

Но французская столица не спешила раскрыть объятия молодой американке. В самую престижную Национальную высшую школу изящных искусств, в которой учились Клод Моне и Эжен Делакруа, женщин не принимали. А в кафе, без которых нельзя себе представить художественную и литературную жизнь Парижа, им вход был и вовсе запрещен вплоть до начала 1870-х. Единственным выходом было занятие в частных студиях.

Когда началась франко-прусская война, Мэри Кассатт пришлось покинуть Европу. Но вскоре она вернулась туда, так как архиепископ Питтсбургский поручил ей написать копии некоторых картин в Италии. Это задание дало художнице возможность путешествовать по Европе и учиться у лучших мастеров того времени.

В 1872 году работа Мэри Кассат впервые была допущена к показу жюри Парижского салона. В дальнейшем отношения с критиками у художницы складывались не лучшим образом: она выбирала свои темы, она была женщиной, и она была американкой. Противостояние традициям Салонов привело Мэри к импрессионистам, которые не боялись смелых экспериментов.

Важным событием для творчества Мэри Кассат стало ее знакомство с пастельными работами Эдгара Дега. Именно он помогал ей осваивать технику работы пастелью, благодаря которой в ее картинах впоследствии появились теплота и разнообразие цветов.

Стоит отметить, что дружба Мэри Кассат и Эдгара Дега была своего рода феноменом, доказательством того, что искусство способно преодолевать даже такие барьеры, как разное мировоззрение. Мисс Кассат боролась с самой идеей неравенства полов, а Эдгар Дега считал, что женщины в принципе не понимают стиля. Он даже как-то заявил, что не может поверить, что женщина способна так хорошо рисовать. И эти слова были сказаны в адрес Мэри Кассат.

Ярким примером влияния Дега на творчество своей подруги является написанная пастелью картина мисс Кассат «В театре» (In The Theatre, 1880). Здесь невольно вспоминаются многочисленные балерины, которых рисовал Дега, используя тот же материал. Влияние гения пастели можно заметить и в штриховке, и в тематике рисунка.

Творчество Мэри Кассат ассоциируется с изображением детей. Одной из самых известных ее картин является «Маленькая девочка в синем кресле» (Little Girl In a Blue Armchair, 1878). Благодаря необычному ракурсу и широким мазкам кисти, происходящее на полотне становится более живым.

Это касается и сюжета картины (девочка отдыхает после игры), и интерьера, который кажется более объемным, благодаря тому, что художница удачно отобразила падающий на кресла свет. Новизна работы заключается в том, что образ ребенка не идеализирован, девочка не похожа на херувима или сказочного персонажа. Она устала и раздражена – такие эмоции ребенка до Кассат никто не изображал.

Известность художнице принесли картины с изображением матерей с детьми. Она сама никогда не была матерью, но ей удалось отлично показать это состояние в своих картинах. Так, полотно «Купание ребенка» (The Child’s Bath) хорошо показывает умение Мэри Кассат превращать простые бытовые моменты в нечто совершенно необыкновенное и милое.

Эту работу можно назвать своеобразным рубежом в творчестве художницы. Очевидно, что она отходит от импрессионизма, начинает формироваться ее собственный стиль. Это, например, заимствование простоты и ясности, которые свойственны японской гравюре, и акцент на декоративных элементах.

Мэри Кассат скончалась в 1926 году. Она оставила после себя огромное количество превосходных импрессионистских картин, которые разрушили веками существовавшее убеждение, что женщина не может творить наравне с мужчинами.

Источник