Меню

Письмо коту ворюге 3 класс

К. Г. Паустовский » Кот -ворюга»

Конспект урока содержит интересный материал по работе над произведением К.Г. Паустовского «Кот- ворюга». Через работу на данном уроке можно разбудить у детей чувство доброты.

Просмотр содержимого документа
«К. Г. Паустовский » Кот -ворюга»»

Конспект урока литературного чтения

по теме К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»

Предмет: Литературное чтение.

Тема: К.Г. Паустовский. Кот-ворюга.

Тип урока: Объяснение нового материала.

1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и

выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,

особенностями характера кошки, выросшей на воле. Разбудить интерес, симпатию к этим

удивительно разным по своему характеру животным.

2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,

высказывать своё мнение, делать выводы.

3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;

воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Гостей всех поприветствуем-

Начнем скорей урок!

— Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении

Слово это серьёзное, главное, важное

То, что значит оно ,очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважнее , чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

2.Постановка темы и задач урока

2.1.-А что такое доброта ?

— Какие литературные произведения о доброте мы уже с вами читали?

Посмотрите, пожалуйста на портрет этого человека . К.Г.Паустовский. Встреча с этим писателем и его произведением поможет нам стать настоящими читателями; чуткими, внимательными, наблюдательными, добрыми, любящими.

Сегодня мы прочитаем рассказ, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма у К.Г. Паустовского. Книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям. Автор считал, что «в каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

2.2.Постановка проблемы (тема и название произведения)

— Посмотрите на иллюстрации. Кого вы видите? Что общего у всех картинок?

— А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые?

– Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)

– А здесь? (Голодные, бездомные, брошенные.)

— О ком пойдёт разговор на нашем уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга» .

-Как называет его автор?

-Что означает слово ворюга? (Сравните: вор, воришка , ворюга, хитрюга.)

-О ком так говорят?

-Какой оттенок у слова ворюга? ( Грубоватый , в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

-Предположим по названию, какой по характеру был кот?

И сегодня мы проведем урок — расследование. Нам предстоит разобраться, в чём обвиняют кота.

3..Работа с текстом во время чтения. Первичное восприятие.

-Какие чувства вызывает кот? ( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

Кто рассказывает нам историю кота? (Автор)

-Мы- это кто? (Рувим Фраерман , Паустовский)

-Как автор называет кота? ( Бродяга и бандит, ворюга)

-Как относится к коту рассказчик? (И сердится, и в тоже время улыбается.)

-Здесь очень хорошо виден стиль писателя, его добрый юмор.

Автор намеренно «запутывает следы»: он перенес завязку сюжета в какое-то другое место. Именно поэтому начало истории такое необычное. Попытайтесь отыскать завязку.

— Что такое завязка?

(Это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является тот эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы.)

4.Работа с текстом.

-Какой это рассказ по жанру? (Художественный, весёлый, серьёзный, поучительный, юмористический)

-Какие слова вам были непонятны? Какие сможете объяснить сами?

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Читайте также:  Кеш для инди кот

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

5 .Самостоятельная работа. Повторное чтение.

-Найдите в тексте:

место где происходит событие

— Где происходили события? (В старом доме, около которого много озер)

— Кто проживал в доме. (Автор-рассказчик и Рувим)

— Чем они занимались? (Ловили рыбу)

мотивы и поведение кота

— Каков образ жизни и поступки кота? Как себя ведёт?

— Каков внешний вид кота?

— О чем говорит такая деталь портрета: «разорванное ухо и обрубленный хвост»?

Словесный портрет «ворюги»

— огненно-рыжий символ отваги, мужества, бесстрашия

— обрубленный грязный хвост память о былых приключениях

— белые подпалины на животе

— зеленые нахальные глаза

— воровал все подряд

— потерял всякую совесть

— бродяга и бандит

— смотрел дикими глазами и грозно выл

— решился на отчаянный поступок

— вцепился мертвой хваткой

Мотив поступков: желание выжить

6.Характеристика главных героев рассказа

Кто увидел и рассказал эту историю?

-Автор: взрослый человек, мудрый, веселый, с чувством юмора, добрый, душевный.

-Рувим: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями. Деликатный, добрый человек.

-Лёнька- сын деревенского сапожника, славится бесстрашием и ловкостью ,сообразительный , добрый мальчик.

-Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость)

— Что с ними постоянно происходило? (Им досаждал кот)

— Какие преступления совершил кот? (Украл рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл банку с червями; утащил кукан с окунями, украл со стола ливерную колбасу)

— Что стало главным занятием, даже смыслом жизни обитателей дома?

(Стремление поймать и наказать кота)

— Таким образом, мы видим, что «потерпевшие» оказались хорошими и добрыми людьми, значит, все рассказанное о коте – правда.

— Итак, перед нами действительно «дерзкий преступник». Это не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

— Как обещали наказать кота?

(«Поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)

Про кого автор говорит «дошли до отчаяния»?

— Но есть ли у кота «смягчающие вину обстоятельства»?

(Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской образ жизни – другого пути у него не было)

— Почему это важное дело было поручено Лёньке?

(Он славился своей ловкостью и бесстрашием)

Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька. Но мальчик оказывается сильнее в этой борьбе. Когда кота вытащили, каким его увидели люди?

(Жалкий, тощий, голодный)

— В рассказе автор повторяет отчаяние? О ком идёт речь?

— Почему автору нужно, чтобы кот попался?

— Какой приговор вынесли преступнику? Почему?

— Прочитайте, как он реагирует на столь неожиданное «наказание»?

7.Выявление авторской позиции

К.Г. Паустовский пишет «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы».

-Что имеет в виду автор говоря о «сухой душе»? (Чёрствая, безразличная, равнодушная)

— Какую проблему поднимает автор в рассказе? ( Проблему борьбы добра и зла).

-Добрый юмор, способность увидеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом, живут в душе К.Г.Паустовского. Герои его произведений самые обычные люди,самые обычные животные ,но писатель рассказывает о нихнеобыкновенно эмоционально, расписывает их разноцветными красками, раскрывает перед нами прекрасный союз природы и человека, пробуждает способность видеть прекрасное и творить его самим.

8. Составление синквейна

-Кот в начале рассказа и в конце.

бродячий, голодный сытый, благородный

ворует, воет, прячется сторожит, хозяйничает, ласкается

Кот, потерявший всякую совесть Доброе слово и кошке приятно

— О чем же рассказ К.Паустовского?

-Это не просто рассказ о взаимоотношениях людей и кота — беспризорника, это история обретения дружбы и осознания героями своей значимости и полезности кому-то.

— Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.

— Какая проблема поставлена в рассказе?

— В рассказе поставлена проблема — борьбы добра и зла.

Читайте также:  Как происходит узи брюшной полости у кота

— Зло можно остановить только добром.

— Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » К.Г. Паустовский “Кот-ворюга” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь

К.Г. Паустовский “Кот-ворюга” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь

Перечитайте начало рассказа. Как автор знакомит читателя с котом? Впишите пропущенные слова.

Автор описывает характер кота, его привычку все воровать.

2. Точное слово

Прочитайте описание кота. Подчеркните слова, которые для этого выбрал Паустовский.

Писатель описал цвет кота, подпалины и подчеркнул, что он был тощим.

3. Эрудит

Объясните слово подпалины. Найдите значение в толковом словаре или подберите синонимы.

Подпалины — пятна другого цвета на шерсти.

4. Соответствие

Какой это рассказ? Выберите или напишите ответ.

Рассказ поучительный, но и веселый.

5. Схема

Разделите рассказ на части и озаглавьте их. Запишите или нарисуйте. Подготовьте подробный или краткий пересказ по плану.

1) Кот ворует все

2) Как ловили кота

4) Кот становится милиционером.

Пример краткого пересказа по плану:

Этот кот воровал все, мясо, рыбу, сметану, даже червей. Поймать его не могли, потому что кот был очень хитрым. Его выслеживали месяц, а он утащил кукан окуней. Наконец кот утащил кусок колбасы и залез на дерево. Березу стали трясти, кот спрыгнул и спрятался в подвал. Его выманили рыбкой и поймали в сеть. Кота накормили и с тех пор он стал следить за порядком. Его даже прозвали милиционером.

6. Эрудит

Что такое юмор? Запишите.

Юмор — это умение замечать смешное.

7. Соответствие

Как рыжий кот ответил людям на их заботу о нем? Допишите предложение.

Кот прижился и перестал воровать. Стал следить за порядком.

8. Проба пера

Сделайте иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа.

Можно нарисовать рыжего кота, ворующего рыбу.

Источник



Урок К. Паустовский «Кот — ворюга»

Тема: К. Паустовский « Кот — ворюга».

Составление портрета героя.

1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;

2. Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание;

3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

I . Организация класса.

II . Работа над восприятием текста.

Беседа о прочитанном.

— Чей портрет вы видите? Расскажите что запомнили о нем . (К. Паустовский) Биография Паустовского.

Паустовский родился в Москве. Годы детства он провёл в семье деда и бабушки в Украине. Он окончил Первую киевскую гимназию, Киевский университет, поступил в Московский университет, но не окончил его. Он сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, рабочим, журналистом, познавал жизнь и собирал материал для своих будущих книг.

Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, маленьком при окском городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым «почетным гражданином» города. Над обрывом реки Таруски стоит в саду бревенчатый дом, половина которого принадлежала К.Г. Паустовскому (слайд).

Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями, написал много произведений (слайд).

Все герои произведений Паустовского – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы для детей полны

— Какие произведения этого автора вы знаете? (выставка книг)

— О ком и о чем писал К. Паустовский? (о природе, о животных)

— Зная его произведения, что вы можете сказать об авторе? Каким он был

человеком? (наблюдательным, добрым, т. д.)

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (« Кот – ворюга» ) Что значит это слово? Какие однокоренные слова можно подобрать?

Читайте также:  Кот часто чихает носом

— Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга» (слайд).

— О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?

(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).

— Кто заметил особенности этого рассказа? (этот рассказ

1) написан от имени автора, т. е. К. Паустовский что видел, то и описывал (наблюдательность автора ),

2) главный герой не человек, а животное – кот.) (детские рисунки кота (Рассказ детей по своим рисункам.)

— Какие чувства возникли коту по мере прочтения рассказа?

Краткий пересказ по опорным словам. Кот

Хозяин и сторож

Кот сначала (что делал)?

Воровал (затем он…)

Попался (что с ним сделали)?

Накормили (как он себя повёл)?

Перестал воровать (кем он стал для хозяев)?

Хозяин и сторож.

Итог: вместо расправы и наказания за воровство-

Работа со шляпами.

(примерный план рассказа: 1. Кот-ворюга.

I . часть — за глаза

III . часть – мертвая хватка

— Объясните, как вы понимаете эти выражения. Жанр произведения. Обложка.

IV . Работа над темой урока.

Постановка темы урока.

— Сегодня на уроке мы попробуем составить полную характеристику главного героя-кота.

— В рассказе К. Паустовского описание кота дается в разных местах.

— Попробуйте найти эти части описания (детали) и составить полный устный портрет героя. 1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

Выборочное зачитывание. — «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста»;

— «он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб»;

— «почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота»;

— «кот попался этим же вечером»;

— «кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю»;

— «кот, дрожа от негодования, подкрался к курам»;

— «кот ел больше часа, а потом перевернулся на спину и мирно захрапел…».

(На доске появляются два рисунка кота)

— дикий, отчаянный, грозный;

— боится наказания – трусливый.

Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

— У него бесшумная походка.

— Умывается собственной лапой.

— Хорошо видит в темноте.

— Называют другом человека.

— Любит гулять сам по себе.

— Дружит с собаками. Выборочное чтение. — Подходит ли эта пословица к этому тексту:

Добро всегда добром возвращается.

— Какова главная мысль этого произведения?

— Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

— Итак, прочитав рассказ, что вы можете о нем сказать?

— Как охарактеризовать его?

а) весёлый, каждую данную характеристику дети подтверждают

б) поучительный словами текста

— Какие еще герои есть в рассказе? ( Лёнька, Рувим и автор)

— Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость)

— Какова главная мысль рассказа? (любовь к животным, гуманизм,

воспитывать можно и добром, и лаской)

— Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

Работа над скоростью. Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Урок дал мне для жизни ..

-Быть добрым- это значит…

-Быть добрым легко…..

-Быть добрым тяжело….

Выставление оценок в оценочных листах.

VI. Домашнее задание.

-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге,

2 группа – ребятам из рассказа, 3 группа – автору,

4 группа – всем людям.

-Какой совет вы бы хотели им дать?

1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2010

2. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2/[ авт.-сос.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова].-М. Вентана-Граф, 2010

Источник