Меню

Сфинкс кошка египетская мифология

Сфинкс

Сфинкс – зооморфный образ, состоящий из частей тела различных животных и человека. Как правило, сфинкс обладает телом льва и головой человека, однако в египетской традиции встречаются сфинксы с головой барана или сокола.

Есть два основных вида иконографии сфинкса — древнеегипетская и древнегреческая, и они существенно отличаются друг от друга. Символизм египетского и греческого сфинкса также различен. Достоверно не известно, какой смысл вкладывали египтяне в эти фигуры, однако египтологи полагают, что сфинкс был одним из символов власти фараона, силы правителя (часто они изображались с лицом фараона) и был связан с солнцем, в то время как греческий Сфинкс, вернее даже греческая Сфинкс — хтоническое чудовище.

Содержание

Этимология имени

Слово «Сфинкс» происходит от др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, — «душитель» или «сфиггеин» – «связывать», «сжимать». Есть версия, что это переосмысление транслитерации древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх»«живой образ».

Как правило, говоря о египетских сфинксах, слово сфинкс используют как родовое понятие мужского рода. В греческой же культуре Сфинкс — имя собственное, женского рода. Без уточнения того, о каком сфинксе идет речь, слово может использоваться и в мужском и в женском роде.

Египетский Сфинкс

Египетский сфинкс — существо с телом льва и человеческой головой (мужской или женской), реже с головой барана или сокола. Самый древний и большой из них – Великий Сфинкс в Гизе (Египет). Это древний образ, олицетворяющий таинственную, солярную силу, символ достоинства, королевской власти мудрости, могущества, символ союза физической мощи с высочайшим интеллектом. Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние из них изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II.

Ученые полагают, что Сфинкс олицетворял силу и могущество фараонов. Известный египтолог М.Э. Матье пишет:

…знаменитый Большой Сфинкс, гигантский памятник, с наибольшей силой воплотивший идею божественной сущности фараона. Каменный колосс с туловищем льва и портретной головой царя поражал своей сверхъестественной мощью и заставлял верить в непоколебимое могущество правителя Египта [1].

Ахмед Фахри описывая иконографию египетского сфинкса указывает:

…голова Сфинкса повернута на восток, на восход солнца, слабо, загадочно и высокомерно улыбаясь… Египтяне считают Сфинкса источником вечной мудрости и надежды на будущее [2].

Существовало три распространенных варианта сфинксов: андросфинкс, иеракосфинкс и криосфинкс.

Египетский сфинкс не имеет крыльев в отличии от греческого, однако в некоторых толкованиях философы изобретательно полагали немес на голове сфинквса своего рода аналогом крыльев (например, Папюс).

Андросфинкс

Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы — например, фараона.

Андросфи́нкс буквально означает «мужесфинкс», от греч. andr-, что означает «человек, мужчина, мужской». При этом встречаются сфинксы и с женской головой, так считается, что наиболее ранние из обнаруженных изваяний этого типа изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Термин Андросфинкс используется, чтобы отличать эти египетские скульптуры от греческих, которые как правило изображают Сфинкс женского пола.

Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в середине V в. до н. э.,называл андросфинксами изображения фараонов с телом человека, головой льва и геометрической формой бородой (знаком царской власти).

Иеракосфинкс

Храмы бога Гора украшали сфинксами с головой сокола — иеракосфинксами. Название иеракосфинкс происходит от др.-греч. ἱερακοσφίγξ, от ἱέραξ, что значит «ястреб» или «сокол». Тело у них было львиным.

В древнеегипетской иконографии он символизировал божественную власть Солнца, олицетворяя бога Гора, которого представляли в виде сокола, либо в виде человека с соколиной головой.

Греческое название иеракосфинкс дано также Геродотом.

Криосфинкс

Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана — криосфинксы. Название происходит от др.-греч. κρῑός баран. Криосфинкс также имел тело льва и символизировал бога Амона, покровителя Фив. Имя Амон происходит от егип. Jmn — «незримый», он был богом чёрного небесного пространства и воздуха. Позже, при Новом царстве — богом солнца в ипостаси Амон-Ра.

Аллеи криосфинксов существовали при Карнакском храме и в Напате. По одной из трактовок, криосфинксы несли охрану у древних некрополей, безмолвно призывая к молчанию.

Греческое название впервые использовано Геродотом.

Иная иконография египетского Сфинкса

Поминальный храм Аменхотепа III в окрестностях Фив включает изображения сфинксов с телами крокодила и сфинксов с головами Анубиса. Сложность в классификации египетских сфинксов заключается в том числе в многообразии зооморфных сочетаний у древних египтян, что вызывает споры, относится ли та или иная фигура к сфинксам.

Греческая Сфинкс

Греческий сфинкс — чудовище с человеческой головой (как правило, женской), лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, этот образ возникает в легенде об Эдипе. Этот образный ряд отсылает к четырем керубам. Часто, когда говорится о греческой Сфинкс, ее упоминают в женском роде. В некоторых мифах сфинкс предстает как чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом.

Более поздняя греческая легенда о «загадке Сфинкса» сделала его символом тайны, хранителем древней мудрости.

В греческой мифологии Сфинкс или «Сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны, злобным демоном разрушения. Тифон превосходил всех существ в мире по силе и размерам и пробовал захватить власть над богами и людьми, но был повержен Зевсом. Ехидна была исполинской полуженщиной-полузмеей, сочетавшей в себе красоту и свирепость и породившей от Тифона множество чудовищ, истреблявших человечество. Гесиод описывает «порождение Ехидны и Тифона»:

Так­же еще раз­ре­ши­лась она [Ехидна] изры­гаю­щей пла­мя, Мощ­ной, боль­шой, быст­ро­но­гой Химе­рой с тре­мя голо­ва­ми: Пер­вою — огнен­но­око­го льва, ужас­но­го видом, Козьей — дру­гою, а третьей — могу­че­го змея-дра­ко­на. [Спе­ре­ди лев, поза­ди же дра­кон, а коза в середине; Яркое, жгу­чее пла­мя все пасти ее извер­га­ли.] [3]

А Гигин указывает среди их детей в том числе «Сфинкс, которая была в Беотии» [4].

Крылатая дева убивала юношей. Эврипид пишет:

Зачем, о крылатая дева, Из дебрей ты в Фивы летела С загадкой своей печальной? И, лютое горе рождая, Потомков великого Кадма В когтях уносила хищных К сиянью лазури вечной? Знать, тебя, крылатое диво, Из царства поддонного мрака Аид посылал могучий На гибель кадмейскому роду. [5]

И далее дает описание сфинги-душительницы:

Ехидны порождение, Исчадье мрака адского, До половины девушка, До половины чудище, Зачем ты прилетала к нам? О крылья беспокойные, О когти кровожадные, Зачем брега диркейские Опустошали вы? И юношей, измученных Загадкой невеселою, Зачем в лазурь умчали вы? [6]

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая, похитившего и обесчестившего прекрасного юношу Хрисиппа.

По легенде Сфинкс подстерегала путников и задавала им хитроумные загадки, убивая всех, кто не мог их отгадать.

Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время» [7].

Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

Гигин рассказывает миф об Эдипе и Сфинкс:

Между тем Сфинкс, дочь Тифона, появилась в Беотии и стала опустошать поля фиванцев. Она назначила царю Креонту такое состязание, что, если кто-нибудь истолкует песню, которую она предложит, то она уйдет оттуда, а если не разгадает предложенной песни, то она сказала, что сожрет его и что никак иначе не оставит эту страну. Царь, услышав об этом, объявил по всей Греции, что тот, кто разгадает песню Сфинкс, получит от него царство и его сестру Иокасту в супруги. Многие, желая царства, приходили,и Сфинкс сожрала их, когда же Эдип, сын Лая, пришел и объяснил песню, она бросилась вниз [8].

Павсаний пишет, что изображение Сфинкс было на шлеме Афины [9].

Сфинксы других народов

В ассирийской и древнегреческой цивилизации Сфинкс был широко представлен в архитектуре и изобразительном искусстве. Его изображения можно увидеть на античных колоннах, вазах, золотых украшениях, на щитах и оружии воинов. Сфинкс украшает шлем Афины в Парфеноне [10].

В древней Месопотамии Сфинкс мог быть и мужским и женским, и крылатым и бескрылым существом. Женские сфинксы часто встречаются в искусстве Финикии и Сирии [11].

Арабы в своих легендах, например, в сказках «Тысяча и одна ночи», называют Великого Сфинкса (египетского) отцом ужаса.

В Индии человекольвов называют «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона. Постепенно с течением времени азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы. В вайшнавизме Нрисимхадев человеколев — особое воплощение Кришны. Он помогает преодолеть внешние и внутренние препятствия на духовном пути.

Римский сфинкс ничем не отличается принципиально от греческого.

Литературный образ Сфинкса

Первое упоминание о Сфинкс встречается в шумерском мифе «Энума элиш» 2-го тысячелетия до н. э. В этом мифе хтонические мать и отец — Тиамат и Алсу производят на свет младших богов. Алсу замышляет истребить младших богов, нарушающих его покой своей возней, но они, узнав о его намерении, убивают его. Разгневанная смертью супруга Тиамат объявляет войну своим детям и порождает чудовищ-мстителей – гадюку, дракона, Сфинкса, льва, бешеную собаку и человека-скорпиона.

Рассказанная в «Энума элиш» история происхождения Сфинкса резко диссонирует с египетской традицией. Если в Египте Сфинкс почитался символом солнца и власти фараонов, то в «Энума элиш» он выступает как плод гнева и жажды мщения. Учитывая, что «Энума элиш» и Большой Сфинкс – почти современники, мы видим две противоположные трактовки образа.

Как уже было сказано, античные авторы также полагали Сфинкс-душительницу порождением хтонических чудовищ.

Средневековые писатели черпали знания о Сфинксе из греческих источников, поэтому неудивительно, что для Андреа Агатти (1491– 1550) Сфинкс – воплощение невежества, для Эдмунда Спенсера (1552—1599) – символ инквизиции, а для Бенджамина Джонсона (XVII век) – «вечный враг любви и красоты, заманивающий их в свои ловушки».

Лишь Фрэнсис Бэкон считает Сфинкса символом науки и знания. Книга Фрэнсиса Бэкона «Сфинкс, или Знание» целиком посвящена описанию борьбы Знания и Невежества. Для Бэкона знание – загадка Сфинкса, требующая ответа. Знание может стать мучительным и опасным для человека, не готового принять его, оно может даже погубить его, как губила неготовых дать ответ загадка Сфинкса. Сфинкс у Бэкона – олицетворение «разрушительной одержимости», охватывающей человека, стремящегося к знаниям, символ «жизненной необходимости подхода к ним с холодным рассудком».

Знание в руках невежественного и неумелого человека, без преувеличения, становится чудовищем. Знание многогранно и может быть применено по-разному. У него лицо и голос женщины – олицетворение его красоты. У знания есть крылья, потому что научные открытия распространяются очень быстро, невзирая на границы. Острые и цепкие когти нужны ему для того, чтобы аксиомы и аргументы проникли в человеческое сознание и накрепко удерживались в нем, так, чтобы от них нельзя было избавиться. И если они неправильно поняты или использованы, они приносят беспокойство и мучения тем или иным путем и в конце концов просто разрывают сознание на куски [12].

Образ сфинкса в психоанализе

Основатель психоаналитического направления в клинической психологии и философии Зигмунд Фрейд видел в основе неврозов, от которых страдали его пациенты, так называемый «Эдипов комплекс». Комплекс этот назван в честь царя Эдипа. Хотя, на первый взгляд Фрейда в истории Эдипа больше привлекает фрагмент с убийством отца и браком с матерью, однако, именно изображение Эдипа, противостоящего сфинксу было для Фрейда и его последователей своего рода талисманом.

У Фрейда была старинная греческая ваза с изображением сцены Эдипа, говорящего со Сфинкс, а над кушеткой в Бергассе висела репродукция Энгра «Эдип и Сфинкс» (1808) в которой проявляется драматический контраст между идеализированным телом Эдипа и угрожающими женственными и звериными аспектами сфинкса.

Репродукция также послужила моделью для медали, сделанной скульптором Карлом Марией Швердтнером. Эта медаль была преподнесен Фрейду на его пятидесятилетие в 1906 году. На ней была изображена голова Фрейда на одной стороне, и Эдип и сфинкс на другой, что символизировало то, что Фрейд является вторым Эдипом, также преуспевшим в анализе себя и разгадке человеческих желаний.

Кроме того, это изображение очень напоминает изображение геммы на кольцах тайного психоаналитического комитета, образованного в 25 мая 1913 года, в который входили помимо самого Фрейда несколько его друзей и первых психоаналитиков: Ференци, Абрахам, Ранк, Закс, Джонс, Эйтингон. Это изображение — своего рода символ принадлежности к психоаналитическому знанию.

Художник-декоратор Бертольд Леффлер проектировавал экслибрис для Фрейда, то есть книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии или интересах. Основой для экслибриса доктора Фрейда послужила та сторона медали Швердтнера, на которой были изображены сфинкс и Эдип. Изображения сопровождаются цитатой из Софокла:

«Он, загадки разгадавший, он, прославленнейший царь» [13].

Интерпретация загадки сфинкса в работах Фрейда

В «Очерках по психологии сексуальности» Фрейд говорит о Загадке Сфинкса применительно к инфантильной сексуальности:

Первая проблема, которая его занимает, в соответствии с этой историей возникновения ее, не является вопросом о различии полов, а загадкой: откуда берутся дети? В искажении, которое легко исправить, это составляет также загадку, заданную фиванским сфинксом [14].

С точки зрения Фрейда сфинксом для каждого ребёнка становится его собственная семья, загадки которой он должен разгадать. Противоречивые чувства, которые ребёнок испытывает к родителям — притяжение и ненависть одновременно — персонифицируются в облике соблазнительной, но убийственной Сфинкс, которую нужно победить.

Критика Фрейда в работах Бодрияра и других ученых: Сфинкс как соблазн и инициатрикс

С 70-х годов ряд ученых начинает подвергать критике фрейдизм и его догмы. Одной из самых известных книг в этом плане становится произведение «Анти-Эдип» Жиля Делеза и Феликса Гваттари.

Жан Бодрийяр выворачивает наизнанку историю Эдипа, ставшую ключевой в психоанализе, а во главу угла ставит Сфинкса как воплощение соблазна. В работе «Фатальные стратегии» Бодрияр говорит о том, что

Психоанализ поставил на главное место один аспект нашей жизни и скрыл от нас другой. Он переоценил одно из наших рождений, биологическое и половое [génital], но предал забвению другое, инициационное рождение. Он забыл, что наряду с двумя существами, которые определяют наше биологическое рождение, всегда имеют место и другие, те, которые нас соблазняют (они могут быть и теми же самыми), и в определенном смысле они — наши инициационные родители. Это второе рождение искупает первое, вместе со всеми эдипальными конфликтами, которые столь хорошо описаны психоанализом, но касаются лишь первого рождения [15].

«Все мы однажды были произведены на свет, — продолжает Бодрияр, — все мы должны быть соблазнены. В этом и заключается то единственное и истинное «освобождение», то, которое начинается по ту сторону Эдипа и Закона (символизируемого в психоанализе фигурой Отца), и которое избавляет нас как от жестокой психологической голгофы, так и от биологической фатальности полового порождения. Лишь пациенты [психоаналитика] страдают без соблазна [16]».

Читайте также:  Мурка это кошка или нет

Сфинкс же символизирует для Бодрияра этот самый внешний соблазн, внешнюю причину поведения, желания, поступков, стремлений. Сфинкс — это само бытие, «мир вовне» человека и его психики, мир, не обусловленный внутренними переживаниями индивида. «Объект-кристалл, событие-солнцестояние, чувственный объект, пустая форма — все это соблазняет вас, потому что оно не имеет ничего общего с вашей экономикой желания и потому что существо, в принципе, не обязано существовать лишь в его собственном бытии, и оно существует лишь, будучи порожденным вне себя — в игре мира и головокружении соблазна». Сфинкс — это загадка, то, что непостижимо для человека, что существует вне его «истины» и не может быть постигнуто в полной мере. Этим Сфинкс и соблазняет беспрестанно:

По сути, чтобы Эдип вернулся в Фивы и к своей эдипальной проблематике (совокупление с матерью, ослепление как символическая кастрация и т.д.), нужно, чтобы Сфинкс был мертв, то есть, чтобы Эдип положил конец соблазну и его головокружению, загадке и тайне в пользу скрытой истории, вся драма которой заключается в вытеснении, а ключ — в интерпретации (в то время как загадка никогда не должна быть разгадана, она соблазняет этой тайной ясностью, которая принадлежит к порядку ясновидения) — нужно, чтобы он положил конец загадке соблазнительницы (Сфинксу) в пользу смертоносной истины. Так же, чтобы и Фрейд ступил на царский путь эдипальной психоаналитической интерпретации, чтобы он вошел в царство бессознательного, совокупился с психоанализом, в конечном счете, с такими же драматическими последствиями для нас, как и приключение Эдипа для его народа, было нужно, чтобы он также положил конец соблазну, убил это загадочное чудовище, кажимость Сфинкса, которое не пропускало к «психической реальности». Фрейд в частном порядке увековечил это умерщвление соблазнительницы «в стремлении либо подавить, либо похоронить внутри себя архаичный материнский соблазн, Сфинкса, ведьму или злую няню» [17].

Бодрияр критикует не только самого Фрейда, но и его оппонентов, которые трактуют Сфинкс во фрейдистском ключе, но с обратных, феминистических позиций. Философ полагает, что любая из этих позиций отрицает дуальность и саму загадку Сфинкса. Так, ссылаясь на работы Моник Шнейдер [18], критикующей Фрейда, он подчеркивает, что и ее взгляд на Сфинкса является однобоким, по сути, Шнайдер видит в Сфинкс все ту же «Ужасную Мать», но трактует этот образ с иных позиций, в позитивном ключе:

соблазн для нее [Шнайдер] лишь фигура архаичной Матери, всепоглощающей соблазнительницы, синкретичной матки. Соблазн, который сводится к соблазнительнице, а она в свою очередь, к всепоглощающей силе, бездонной женской утробе и т.д. Это подвох современного феминизма, который сам введен в заблуждение психоанализом: воскрешать женское начало [féminin] как опасную архаичную и синкретичную силу — это значит, в определенном смысле, соглашаться с Фрейдом, который просто блокировал всепоглощающую силу желания Матери Именем Отца. Если соблазн только синкретичен, то это тот же Эдип и Закон. Это соблазн как всего лишь совращение, соблазн, который сквозь призму Эдипа и Закона, видится как какое-то пугало [spectre], дьявольское инцестуальное искушение. Так, как если бы Иокаста, убив и принеся в жертву истинную фигуру соблазна, загадочного Сфинкса, в мире, искаженном Эдипом, стала бы воплощением мести, обратной реакцией соблазна. Но это не одно и то же: Сфинкс как фигура соблазнительницы, дуальная и загадочная, — и Иокаста, как материнская и инцестуальная, архаичная и синкретичная фигура [19].

Сам Бодрияр рассматривает, как уже было сказано, соблазн Сфинкса с принципиально иных позиций. Соблазн вырывает человека из круговорота психических комплексов, приходя извне:

Соблазн — это нечто совершенно иное, чем эта всепоглощающая мать, за что его так небезосновательно страшился Фрейд. Если психоанализ (Закон, Отец и т.д.) это то, что вырывает вас из синкретичного желания Матери, чтобы отдать вас во власть [souveraineté] вашего собственного желания, то соблазн — это то, что вырывает вас из вашего собственного желания, чтобы отдать вас во власть мира [20].

Образ Сфинкса в юнгианской аналитической психологии

Восприятие образа и символизма сфинкса довольно существенно меняется с отходом Карла Густава Юнга от психоаналитических позиций его учителя Зигмунда Фрейда. Если в ранних работах Юнг воспринимает Сфинкс в свете архетипа Ужасной Матери, и рассматривает его как вытесненный образ инцестуозного либидо, беря за основу греческое представление о Сфинкс-душительнице, то в своих более поздних взглядах он делает акцент на то, как Сфинкс представлен в сновидениях конкретной пациентки. Здесь Сфинкс уже в больше степени олицетворяет тайну, загадку природы и является советчиком и проводником пациентки. Юнг обращает внимание учеников на то, из каких частей состоит конкретный Сфинкс, замечая, что от этого может существенно изменяться и его символичекское толкование.

Сфинкс в ранних работах Юнга

Молодой Юнг считал сфинкса символом «Ужасной Матери», которая душит свое дитя, не отпуская от себя. Сфинкс связана здесь с запретным инцестуозным либидо, страхом перед «Ужасной матерью».

В работе «Символы и метафоры либидо. История вытеснения» Юнг описывает ранние стадии формирования либидо. В зверином виде либидо — это «животная» сексуальность, пребывающая в вытесненном состоянии. Феномен вытеснения коренится с точки зрения Юнга в проблеме кровосмешения, табу на которое рождает моральные запреты, подавляющие, противящиеся сексуальности. При этом вытесненные либидозные образы — это по сути «imagines» (образы, представления) отца и матери. Они представлены звероподобными символами, например, отца в виде быка, матери в виде коровы. Поскольку вытесненное либидо проявляется в форме страха, символами, выражающими его в бессознательном становятся опасные животные устрашающего облика. Юнг пишет:

Сознательно мы всею душою чтим мать, во сне же она преследует нас как страшное животное. Сфинкс с мифологической точки зрения и представляет собой это нагоняющее ужас животное, обнаруживающее явственные черты чего-то производного от матери: в сказании об Эдипе сфинкс послан Герой, ненавидевшей Фивы как место рождения Вакха. Одержав победу над сфинксом, представляющим не что иное, как страх перед матерью, Эдип должен добиваться руки своей матери, ибо трон и рука овдовевшей царицы Фив должны были достаться тому, кто освободит страну от сфинксовой напасти. Генеалогия сфинкса обнаруживает множество точек соприкосновения с затронутой нами проблемой: сфинкс — дочь Эхидны, смешанного существа, представляющего сверху прекрасную деву, снизу — отвратительную змею. Эта двойственность соответствует образу матери: сверху — человеческая, привлекательная, достойная любви половина, а снизу — страшная, звериная половина, превращенная запретом кровосмешения в нагоняющего ужас зверя. Эхидна происходит от матери земли, Всематери Ген, которая родила ее на свет от Тартара, олицетворенного подземного царства (места страха). Со своей стороны Эхидна — мать всех ужасов, Химеры, Сциллы, Горгоны, чудовищного Цербера, немейских львов и орла, который пожирал печень Прометея; кроме того она еще произвела на свет целый ряд драконов. Одним из ее сыновей является также Ортр, собака чудовищного Гериона, убитого Гераклом. В кровосмесительном совокуплении с этой собакой, своим сыном, Эхидна и произвела на свет Сфинкса. Этих данных должно быть достаточно, чтобы охарактеризовать ту часть либидо, которая дала толчок образованию символа сфинкса. Если при недостаточности субъективного материала мы вообще можем дерзнуть путем обратного заключения вывести у нашего автора символ сфинкса, то мы должны тут же сказать, что сфинкс представляет кровосмесительно отщепленную на заре жизни долю либидо из отношения к матери [21].

Сфинкс в работах зрелого Юнга

С работы «Символы и метаморфозы либидо» молодого еще Карла Юнга начался его отход от фрейдовского психоанализа, однако влияние Фрейда в ней еще очень заметно. И Сфинкс рассмотрен в вышеприведенном отрывке в основном с фрейдистских позиций. В своих значительно более поздних семинарах VISIONS Юнг дает значительно более широкую трактовку этого образа:

Далее Юнг продолжает:

Сфинкс – это своего рода дракон – животное, пожирающее животное – так что он может быть символом великой загадки, смерти. Если бы мы могли разгадать загадку жизни, то жили бы вечно, но поскольку нам не разгадать этой загадки сфинкса, он нас пожрет. И есть кое-что еще. . Сфинкс – это религиозный объект, между его лап храм и алтарь; значит, это не только хтонический дракон или пожирающее чудовище, но и духовный факт [23].

Здесь Юнг постоянно подчеркивает двойственность символизма сфинкса — «сфинкса, символ матери, дающей жизнь от начала, а также саркофага (sarx, что означает «плоть», и phagein, «есть»), пожирающего жизнь в конце» [24].

Образ Сфинкса в оккультизме

Образ сфинкса, привлекавший внимание людей на протяжении веков, стал популярен и в западном оккультизме. Масоны полагали сфинкса символом египетских мистерий. охранявшим вход в пирамиду — место посвящения. В США эти сущности и сегодня устанавливаются у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

Сфинкс — символа четырех добродетелей мага («знать», «желать», «дерзать» и «хранить молчание»), увенчанный пятой, духовной добродетелью, которая передается глаголом «идти» и соотносится с практическим исполнением Истинной Воли. Этот герметический Сфинкс сочетает в себе элементы орла, льва, быка и человека, соотносящихся также с четырьмя фиксированными знаками зодиака (Скорпионом, Львом, Тельцом и Водолеем соответственно).

Символика Сфинкса в масонстве

Р. В. Нутрихин в статье «Символика сфинкса в масонстве XVIII-XIX вв.» пишет, что Сфинкс не упоминается в масонских ритуалах и не относится к традиционным ремесленным символам франкмасонов, таким как циркуль, наугольник, отвес, уровень etc. Однако этот символ все же очень распространен и находится в тесной связи с эзотерическим наследием масонов. Во все времена Сфинкс служил отличительным титулом (названием) для многих масонских лож по всему миру. Его изображения присутствуют на орденских грамотах и патентах, на печатях и эмблемах «вольнокаменщических мастерских», на масонских предметах и аллегорических картинах этого Братства [25].

Сфинкс — важный атрибут масонской архитектуры. Например, статуи Сфинксов с закрытыми и открытыми глазами, которые стоят по обе стороны от входа в Храм Шотландского Обряда в Вашингтоне [26]. Архитектор Джон Рассел Поуп, спроектировавший здание в 1911 году, сделал с закрытыми глазами только одного из Сфинксов, тогда как у другого, стоящего рядом, глаза открыты. Такая особенность объясняется представлениями американских масонов того времени о египетской мифологии. Сфинкс, как считалось, изображал Гора-ахути, покровителя рассвета и заката, «бога горизонтов запада и востока» [27]. Возможно, именно поэтому статуи Сфинкса в самом Египте нередко были ориентированы по оси восхода и захода Солнца — лицом к востоку. Таким образом, один сфинкс — с открытыми глазами — символизирует рассвет, а другой — с закрытыми — закат.

Масонский энциклопедист XIX столетия Роберт Макой дает в своем словаре такое описание Сфинкса:

Альберт Пайк также уделил внимание символике Сфинкса. Он писал:

Вселенная — это загадка, символом которой является Сфинкс. Вся египетская земля была великой Книгой, и учения этой Книги были повторены, переведены и отражены в рисунках, скульптурах, архитектуре, во всех ее городах и во всех храмах. Пустыня сама имеет свои вечные учения, и ее каменное Слово лежит в виде квадрата в основании пирамид, перед которыми колоссальный Сфинкс размышляет на протяжении столь многих веков, медленно погружаясь в песок. Его голова, поврежденная временем, еще видна над его могилой, и он словно только ожидает человеческого голоса, объясняющего Новому Миру загадку пирамид, чтобы немедленно исчезнуть — уже навечно… Значение Сфинкса, ассирийских человекоголовых быков и львов (херувимов), волов, поддерживавших Медное море, мистических крылатых и многоочитых творений Иезекииля было известно только Мудрецам. Кто ныне обладает ключом к этому значению? [29]

Некоторые масонские авторы, такие как Мэнли Палмер Холл, полагали, что уже в Древнем Египте Сфинкс был эмблемой мистерий, а под его знаменитым гигантским изваянием в Гизе располагался потаенный храм, в котором совершались посвятительные действа [30].

В силу египетского происхождения Сфинкс пользовался особой популярностью в «египетском масонстве» Устава Мемфиса-Мицраима. Важнейший идеолог этого послушания Джон Яркер верил в то, что уже в Древнем Египте Сфинкс был тесно связан с таинствами вольных каменщиков. В работе «Школы Арканов» он утверждал, что «в тени пирамид, между лапами Сфинкса находится небольшой храм, на монолитных стенах которого, крыше и на колоннах вырезаны масонские символы» [31].

Масоны толковали античный миф об Эдипе и Сфинкс как аллегорию самопознания. Ведь неудачливые собеседники Сфинкса гибли только от того, что не могли узнать в его вопросе самих себя. Эдип же угадал это в сокровенной загадке Сфинкса, благодаря чему героически восторжествовал над тайнами Природы. Потому в масонстве Сфинкс стал прежде всего эмблемой самопознания.

Изображения Сфинкса можно встретить на обложках многих масонских фолиантов для внутреннего пользования, он означал самопознание, «символ тайны, молчания, бесстрашия, знания и воли, а также символ посвящения в тайные науки» [32].

Умирающий Сфинкс

Любопытной является возникшая в определенный период в масонстве традиция изображать умирающего сфинкса. Так на патенте из знаменитой коллекции купца Бурылина. Здесь дети, призванные символизировать вольных каменщиков, буквально препарируют Сфинкса, что, вероятнее всего, аллегорически показывает раскрытие братьями тайн Природы [33].

В Петербурге в 1800 году вице-президентом Академии Художеств, поэтом и переводчиком мистических трактатов Александром Лабзиным была основана масонская Ложа Умирающего Сфинкса.

На титульном листе 2-го тома изданного Лабзиным эзотерического труда Карла фон Эккартсгаузена «Ключ к таинствам Натуры» помещена аллегория «Умирающий Сфинкс» [34]. На ней «изображен умирающий Сфинкс; дерево здесь — символ человека; корень его — дух, ствол — свойства души, ветви — способности, листья — слова, цветы — воля, плод — добродетели. С одной стороны — иссохшее дерево, знаменующее зло, с другой — зеленеющее, знаменующее добро. Под надписью «Знание добра и зла» разумелись познания в тайных науках. Лента с двумя ключами символизировала способность познавать всевозможные тайны человеческого сердца и хранить о них молчание» [35].

Вспомним миф об Эдипе. Сфинкс погиб только тогда, когда герой сумел разгадать его загадку (аллегория проникновения в тайны Природы) и узнать в его вопросе самого себя (аллегория самопознания). То есть под «умерщвлением Сфинкса» петербургские масоны начала XIX века подразумевали постижение таинств Натуры и, особенно, самого главного из них — познание самого себя [36].

Сфинкс и четыре человеческих темперамента по Папюсу

Папюс связывал четырехчленную структуру Сфинкса с четырьмя человеческими темпераментами, а также с сопутствующими им качествами и наклонностями. Папюс писал, что:

Сфинкс есть полный пентакль, выражающий в своих формах все части и разновидности человеческого существа. Поэтому и предание говорит, что решением загадки, предложенной Сфинксом Эдипу, было слово “человек”. У Сфинкса человеческая голова, львиные когти, тело быка и орлиные крылья (сравни символические атрибуты четырех евангелистов…). Формула, выражающая этот великий символ, гласит: знать, сметь, хотеть, молчать [37].

Читайте также:  Имена для кошек распространенные самые

Сфинкс у Элифаса Леви

Элифас Леви соотносил сфинкса с четырьмя животными из видения Иезекииля. Сфинкс является стражем, который охраняет древнейшую и самую разрушительную тайну человечества — тайну разделения, которая в Бибилии символизируется древом познания добра и зла. В «Учении и ритуале высшей магии» он пишет:

четыре таинственных реки берут начало у подножия этого древа, охраняемого огненным мечом и четырьмя формами библейского сфинкса, херувима Езекииля… Здесь я должен остановиться, и боюсь, что и так уже сказал слишком много Сфинкс есть полный пентакль, выражающий в своих формах все части и разновидности человеческого существа. Поэтому и предание говорит, что решением загадки, предложенной Сфинксом Эдипу, было слово “человек”. У Сфинкса человеческая голова, львиные когти, тело быка и орлиные крылья (сравни символические атрибуты четырех евангелистов…). Формула, выражающая этот великий символ, гласит: знать, сметь, хотеть, молчать [38].

Толкование загадки Сфинкса Леви

Сфинкс Леви воплощает собой тайну жизни, он назван «символом символов, вечной загадкой для толпы и гранитным пьедесталом для науки мудрецов, с молчаливым и пожирающим чудовищем, выражающим своей неизменной формой единый догмат великой мировой тайны» [39]. Леви дает свою философскую интерпретацию загадке сфинкса:

Каким образом четверное переходит в двойное и объясняется тройным? Или, выражаясь более иносказательно и вульгарно, как называется животное, которое утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех? Выражаясь языком философии, каким образом учение об элементарных силах производит дуализм Зороастра и резюмируется в триаде Пифагора и Платона? Каков конечный смысл аллегорий и чисел, последнее слово всех символизмов? Эдип отвечает простым и страшным словом, которое убивает сфинкса и делает отгадавшего царем Фив; отгадка — человек! [40]

При этом, свершенное Эдипом Леви называет преступлением и винит Эдипа в дальнейшем падении и духовной деградации людей:

Преступление фиванского царя — не в том, что он разгадал сфинкса, а в том, что он уничтожил бич Фив, не будучи достаточно чистым, чтобы завершить искупление во имя своего народа. В скором времени чума мстит за смерть сфинкса, и царь Фив, вынужденный отречься от престола, приносит себя в жертву страшным теням чудовища, которое теперь более живо и пожирает более чем когда бы то ни было, так как из области формы оно перешло в область идеи. Эдип увидел, что такое человек, и он выкалывает себе глаза, чтобы не видеть, что такое Бог. Он разгласил половину великой магической тайны и, для спасения своего народа, должен унести с собой в изгнание и могилу другую половину страшного секрета [41].

Леви дает свою интерпретацию того, что же следовало сделать Эдипу с чудовищем:

Если бы Эдип, вместо того, чтобы убивать сфинкса, укротил его и запряг в свою колесницу, он был бы царем без кровосмешения, без несчастий и изгнания. Любовь — один из мифологических образов великих секрета и агента, потому что она одновременно выражает действие и страсть, пустоту и полноту, стрелу и рану [42].

Сфинкс как символ посвящения

Тот, кто стремится стать мудрецом и узнать великую загадку природы, — должен сделаться наследником сфинкса и ограбить его: он должен иметь его человеческую голову, чтобы владеть словом, — орлиные крылья, чтобы завоевывать высоты, — бока быка, чтобы обрабатывать глубины, и львиные когти, чтобы расчищать себе место направо и налево, вперед и назад [43].

Таким образом, Сфинкс превращается здесь как в символ посвящения, так и символ посвященного — символ мудреца, проникшего в тайны вселенной. Четыре силы сфинкса, которые символизируются четырьмя животными частями сфинкса — неотъемлемые составляющие любого магического пути. Леви продолжает:

— Итак, желающий быть посвященным, учен ли ты, как Фауст? Бесстрастен ты — как Иов? Нет, не правда ли? Но ты можешь сделаться таким, если хочешь. Победил ли ты вихри смутных мыслей? Не колеблешься ли ты, отрешился ли ты совершенно от капризов? Принимаешь удовольствие, когда хочешь его, и хочешь ли его, когда должен? Не правда ли, нет? Во всяком случае, не всегда так бывает? — Но оно может быть так, если ты этого хочешь [44].

Сфинкс в традиции Герметического Ордена Золотой Зари

В традиции Ордена золотой Зари сфинкс стал символизировать человека в процессе развития от зверя к богу. Во многом на это повлияла и древнегреческая загадка сфинкса, в которой как раз и идет речь о развитии человека от рождения к смерти. Описывая десятый козырь Таро «Колесо Фортуны», на котором сфинкс изображен восседающим в верхней точке обода колеса, Израэль Регарди пишет:

Сфинкс — наполовину животное, наполовину человек (женского пола, на что указывает его женская грудь). Голова его покрыта немесом и окружена ореолом. Таким образом, он символизирует человечество, развивающееся от первобытного животного состояния до человеческого самосознания. Но это еще не все. Сфинкс крылат, и его огромные крылья обозначают божественное начало. Так что эту фигуру в целом следует считать символом Истинного Я человека, скрытого завесой низших сефирот — низшего «я», или личности. На высшую триаду сефирот указывает и расположение Сфинкса над остальными двумя фигурами [45].

Также Регарди поясняет, что фигура сфинкса здесь символизирует вечность [46].

Также Регарди вслед за Леви отождествляет сфинкса с животными из Видения Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова и относит их к первой сефире Древа Жизни — Кетер:

К этой сефире относится ангельский чин ChIVTh HQDSh — Хайот ха-Кадош [ Chioth Ha-Qadesh], святые животные, керубим или сфинксы из видения Иезекииля и Откровения Иоанна. В зодиаке их представляют четыре знака: Телец, Лев, Скорпион и Водолей — Бык, Лев, Орел и Человек. Знак Скорпиона как символ добра изображается в образе орла, как символ зла — в виде скорпиона, а как символ смешанной природы — в виде змеи [47].

Сфинкс в Телеме

Алистер Кроули подробно раскрывает символизм сфинкса (точнее, Сфинкс, ведь он понимает ее как женское существо вслед за греками) в “Liber CXI. Liber Aleph. Книга Мудрости или Глупости” в разделах “DE SPHINGE AEGYPTIORUM (О Сфинкс Египетской)” и “DE NATURA ZFINV (О Природе Сфинкс)”.

Кроули называет Сфинкс самой тайной из Мисте­рий древности, которая «никогда и ни в какое время не была инструментом рабских богов, но в темный Эон Осириса была свидетельством Света и Истины, Силы и Огня Гора» [48]. Хотя в самой мистической системе Телемы сфинкс не играет какой-либо заметной роли, однако Кроули переосмысляет его в ключе новоэонных представлений. Кроули, считавший себя перерождением Элифаса Леви, пишет, что «осознавал это даже тогда когда в облике Элифаса Леви Захеда бродил по Земле, пытаясь примирить эти расхождения; но это нерешаемая задача, поскольку на этом плане они противостоят друг другу. (Как и человек не может создать магический квадрат из четырех элементов)» [49].

Очевидно, «инструментом рабских богов» является здесь в том числе четверичная формула Тетраграмматона, представлявшая собой в старом Эоне формулу законченную, а потому неподвижную, не предполагающую циклического развития. Законченная четверичная формула предполагает, что Хе-конечная, то есть Малкут, тварность, творение является своего рода «конечным этапом» нисхождения божественного света. У каждого элемента этой формулы есть свое раз и навсегда определенное место. Формула же Нового Эона предполагает, что «Дочь восходит на престол Матери, освежая дряхлость Всеотца», запуская таким образом новый виток творения. Это предполагает единоприродность Хе — божественной матери и Хе-конечной — земной дочери, человеческой души и возможность для нее преодолеть каббалистическую Бездну, разделяющую тварное и божественное.

Далее Кроули говорит об истинной природе Сфинкс, в том числе объясняя эту природу расчетами греческой гематрии:

Но свет Нового Зона раскрыл этого Сфинкса как истинный символ нашего священного искусства Магии по Закону Телемы. В нем заключено равномерное Развитие и Соотношение Сил Природы в их уравнове­шенной мощи; его истинное имя составляется из дигаммы вместо фи, и заканчивается ипсилоном. Таким образом, его написание ZFEW, и число его шесть сотен, три десятка и шесть. Далее, корень ZF означает воплощение Духа и Рода человеческого, это не только Солнце, наш Отец, но sumer, место, где человек познал себя человеком, и сома, божественный напиток, который дает людям просветле­ние, и scin, астральный свет, а также безусловно scire, путешествие. Но особо этот корень скрыт в sus, свинье, поскольку Наисвятейшему необходимо черпать свои радости в Центре Нечистоты. Но это было скрыто Мудростью, дабы эта тайна не была осквернена во время Эо­на Убиенного Бога. Но ныне дарована была мне милость понять суть Тайны Сфинкса, поэтому, о, сын мой, правом великой Любви, которую я испытываю к тебя, я сообщу тебе ее [50].

В следующей главе книги “DE NATURA ZFINV (О Природе Сфинкс)” Кроули использует написание имени Сфинкс, которое объясняет выше. Цифра 6 в каббале связана с сефирой Тиферет и Солнцем, а цифра 3 — с сефирой Бина — Великой матерью, порождающей все сущее. С Солнцем в Телеме связан образ Великого Зверя, как называл себя сам Кроули, число Великого Зверя — 666 — является числом магического квадрата Солнца. О солнечной и солнечно-фаллической природе Великого Зверя говорится в Книге Закона и других произведениях Кроули. С сефирой Бина связана Бабалон — богиня, являющаяся в Телеме воплощением женского начала и Великой Матери. Соитие, то есть соединение проявленных аспектов высшей божественной пары — Бабалон и Зверя — суть Великого Делания.

Сфинкс — символ Соития Госпожи нашей БАБАЛОН со мною, ЗВЕРЕМ, во всей Полноте его. Ибо если по Природе своей я — от Льва и Дракона, а Она — от Человека и Быка, то по Служению своему — наоборот, как ты можешь понять, изучив Книгу Видения и Голоса. Таким образом, это символ Удовлетворения и Исполнения Желания и Великого Делания, символ Свершения Истинного Человека как Примирителя Наивысшего с Наинизшим […]. Следовательно, это Адепт, желающий с непоколебимой Мощью, подобно Быку, дерзающий со свирепой Отвагой, подобно Льву, познающий с проворной Понятливостью, подобно Человеку, и хранящий Молчание с возвышенной Утонченностью, подобно Орлу или Дракону. Более того, эта Сфинкс есть Образ Закона, ибо Бык — это Жизнь, Лев — Свет, Человек — Свобода, а Змей — Любовь. Далее, эта Сфинкс, будучи совершенной в истинном Равновесии, тем не менее, проявляется как Женское Начало, дабы стать дополнением Пирамиды, то есть Фаллоса, — чистого Образа нашего Отца-Солнца, Творческого Единства. Смысл этого Таинства в том, что Адепт должен прежде обрести Целостность сам в себе, объяв собою все сущее в должных пропорциях, и лишь тогда он сможет стать Невестой Единого и Всеобщего Трансцендентного в Его самом сокровенном качестве» [51].

Бык (Телец), Лев, Дракон (Змей/Скорпион/Орел) и Человек (Ангел/Водолей) — четверо керубим, составляющих образ Сфинкс. С этими четырьмя частями Сфинкс соотносятся упоминавшиеся выше четыре способности Мага — знать, желать, дерзать и хранить молчание, о которых пишет еще Элифас Леви, а также четыре «луча», или «эманации», Закона (Law) Телемы, — Жизнь, Свет, Свобода, Любовь (Life, Light, Liberty, Love).

В системе A.’.A.’. образ пожирания Сфинкса (Тиферет) Драконом (Кетер) соотносится с переходом адепта в область высшей триады Древа Жизни: этот переход сопряжен с пересечением Бездны, то есть с отказом от всех предшествующих достижений, отречением от всего, чем владеет адепт, и от всего, что он собой представляет. Сфинкс здесь является образом Тифарет, как проявленной в человеке божественности — гармоничное соединение Бога, Человека и Зверя.

Прозвище «Сфинкс» дал Оскар Уайльд английской писательнице Аде Ливерсон, которая была любовницей Кроули, а сам Кроули посвятил Аде одноименное стихотворение. Ада участвовала в сексуально-магических работах Кроули, описанных им в Книге Рубиновой Звезды.

Символизм Сфинкса в Таро Тота

В Таро Тота Сфинкс изображен на двух арканах — Колесничий и Фортуна. В этом отношении иконография этих арканов довольно традиционна. Кроме того, в определенной степени незримо он присутствует и в аркане Исправление.

В Аркане Колесничий колесница возницы запряжена четырьмя сфинксами, составленными из четырех керубим: Быка, Льва, Орла и Человека. Кроули замечает, что в каждом сфинксе последовательность этих элементов иная, так что в целом они представляют шестнадцать субстихий [52]. Шестнадцать субстихий в колоде таро отсылают к картам двора, каждая из которых имеет два стихийных соответствия: масть и номинал. Родовое соответствие — масть: Жезлы — Огонь, Чаши — Вода, Мечи — Воздух, Диски — Земля. При этом Рыцари (Короли) соответствуют Огню, Королевы — Воде, Принцы — Воздуху, а Принцессы — Земле. Таким образом, каждая карта двора представляет собой одну из субстихий своей стихии, например, Принцесса Жезлов — Земля Огня, а Рыцарь Дисков — Огонь Земли.

Такая иконография сфинксов в этой карте восходит к Элифасу Леви, который пишет в «Учении и ритуале Высшей магии», что «Знать, сметь, хотеть, молчать — вот четыре слова мага, начертанные на четырех символических формах сфинкса. Эти четыре глагола могут комбинироваться четырьмя способами и четырежды взаимно объясняются»[53]. При этом в примечаниях Леви отсылает читателя как раз к «игре Таро». Кроули отмечает, что существенное влияние на рисунок карты оказало изображение этого аркана, разработанное Элифасом Леви [54], хотя на разработанном Леви изображении аркана (см. выше) мы видим двух сфинксов.

С социальной точки зрения Колесничий символизирует триумфатора, победителя, и его колесницу влекут все представители карт двора, которые воплощают различные сословия и группы людей. С магико-мистической точки зрения Колесничий торжествует в первую очередь над самим собой, он смог впрячь в свою колесницу все свои склонности, желания, знания, чувства и они влекут его к его цели.

Аркан Колесничий имеет определенную взаимосвязь с Арканом Фортуна. Аркан Колесничий соответствует зодиакальному знаку Рака, а Кроули отмечает, что в Раке экзальтирует Юпитер, в связи с чем вспоминается карта под названием «Фортуна» (Ату X), соответствующая Юпитеру [55]. Здесь можно усмотреть отсылку к символизму Великой Матери, поскольку женское начало в оккультизме связано с водой, а именно к водной стихии относится знак Рака, связующий два этих Аркана.

На Аркане Фортуна изображено Колесо. На его ободе — три фигуры: Сфинкс с мечом, Германубис и Тифон. По словам Кроули, они символизируют три разновидности энергии, управляющие ходом явлений [56]. «Сфинкс состоит из четырех Керубим, изображенных на Ату V, — быка, льва, орла и человека. Эта Сфинкс символизирует элемент Серы и временно вознесена на вершину колеса. В своих львиных лапах она сжимает направленный кверху короткий меч римского образца» [57].

Кроме того, Кроули упоминает о сфинксе, описывая центральную фигуру Аркана Исправление. Он называет женщину «сфинкс без загадки»:

Она облечена покровом тайны — полупрозрачным, но тем более таинственным; она — сфинкс без загадки, ибо все в ней сводится к чистому расчету. В терминах восточной философии она — Карма [58].

Читайте также:  Что делать с домашним котом когда хочет кошку

Возможно, на такое сравнение натолкнула Кроули таинственная улыбка Исправления — улыбка женщины удовлетворенной, а также связь обоих образов с понятием судьбы.

Источник

История Сфинкса и его символизм у разных народов мира

Сфинкс — мистическое существо, герой мифов Древней Греции и Египта. Это зооморфная сущность символ глубинной связи, сокрытых тайн. Сфинкс рассматривается как энигматический символ, ассоциировался с царской властью и стражами. Ассоциируется с тайной, которую скрывает.

Сфинкс у разных народов

В литературе есть вариации существа, и каждая отличается. Один из вариантов — фиванский Сфинкс, упоминается в легенде об Эдипе. В мифе у сущности женская голова и грудь, тело быка либо собаки, лапы льва, хвост дракона, крылья птицы. Исследователи объясняют: этот образ – альянс главных стихий и женского начала.

Сфинскс, как и другой монстр, ассоциируется с хаосом, безумной разрушающей все на пути мощью, что носит в себе иррациональную природу. Поэтому его можно сразить с помощью силы разума. В легенде он повержен Эдипом, несущим в себе мужское начало.

Один из египетских сфинксов имеет голову барана, что ассоциируют его с Богом Амоном – покровителем черного небесного пространства и воздуха. Египетские сфинксы в отличие от греческих изображались с мужской головой и туловищем льва (также проводилась параллель с мужским началом).

В каждое сочетание людских и звериных частей тела в мифах вкладывался смысл. Данная сущность – это символ загадочности. Есть мнение, что он хранитель потустороннего мира.

Мифическое существо древнего Египта

Первые скульптуры получеловека-полульва в Древнем Египте найдены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются Х тысячелетием до н. э. Частью древнеегипетской культуры подобные изображения были ещё во время древнего царства.

Известная скульптура в мире – огромный сфинкс, охраняющий пирамиды в Гизе. Распространенные варианты изображения существа считаются эти:

  • андросфинкс — привычный облик чудища с человеческой головой. Чаще изображалось лицо фараона;
  • иеракосфинкс — использовалась голова сокола. Подобные существа стерегли храмы бога Гора.
  • криосфинксы — сущность с головой барана.

Но это не все варианты. Поминальный храм Аменхотепа III имеет изображения сфинксов с телами крокодила.

Легенда о сфинксе в Древней Греции

Греческое чудовище отличается от египетского. Оно имеет крылья грифона, туловище пса, лапы льва и голову женщины. Считается, что это существо детище Тифона и Ехидны. В первой версии легенды родителями его являлись Химера и Орф. Сущность уничтожала особей мужского пола.

Согласно мифу, Гера послала существо на Фивы в наказание – один горожанин богохульствовал. Чудовище любому, кто проходил мимо, задавало вопросы. Никто не сумел ответить на них, после чего оно убивало жертв. Люди гибли от лап Сфинкса, но сразиться с ним решил Эдип – будущий царь. Сфинкс спросил:

Кто ходит на четырех ногах утром, на двух – в полдень и на трех вечером, причем на четырех и трех ходит хуже, чем на двух?

Эдип не колеблясь сказал, что это человек – сначала он передвигается на четвереньках, когда взрослеет, становится на две ноги, а старым передвигается с помощью клюки. Чудовище огорчилось и задало вторую загадку:

Назови двух сестер, одна из которых порождает другую, а та в свою очередь порождает первую.

Эдип заявил, что это день и ночь — и этот ответ раздосадовал чудовище. Оно проиграло. А после сущность бросилась в бездну.

Есть еще одна версия легенды. Она гласит, что полудевушка-полульвица с крыльями уничтожала людей, а не загадывала им загадки. А Эдип победил ее непосредственно в сражении.

Индийский сфинкс

В период эллинизма мотив получеловека-полульва популярен и за пределами Греции. В Индии также сохранились подобные скульптуры, и есть специальные термины для полулюдей-полульвов, звучит один так: «пурушамрига».

Статуэтка индийского сфинкса.

На юге Азии, на Филиппинах и сегодня популярны обереги с изображением сфинкса.

Сфинкс в современном мире

Есть древние мифические сущности, настолько входящие в культуру, что спустя века не теряют актуальности. Людьми используется символ дракона, чья популярность не уменьшается на протяжении веков. История со сфинксом аналогична.

Сфинкс — символ оккультизма.

В европейское искусство сущность вернулась в эпоху маньеризма. Изображения появлялись на фресках, создавались новые скульптуры. Чаще это полуженщины, с длинными волосами, обнажённой грудью.

С наступлением классицизма образ получеловека-полульва становится популярнее. Чудовище стало появляться на картинах, в архитектуре. Изображение головы сфинкса украшало бланки документов, использовалась как регулярная деталь декора различных предметов.

Не обошли такой яркий, говорящий элемент и масоны. Они решили, что это – символ-мистерий. В США эти сущности и сегодня устанавливаются у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

Сфинкс — важный символ и в Древней Греции, и Древнем Египте, он привлекал людей на протяжении истории человечества. Одно из узнаваемых мифологических чудищ. Неизвестно, существовало это воплощение мудрости и таинственности или нет, но память о нем будет жить долго.

Источник

Египетские лысые кошки: история, описание, характеристика породы

Первые ассоциации, приходящие в голову при упоминании слова «сфинкс», это пирамиды и разнообразные наскальные рисунки. Сегодня к этому перечню можно добавить еще кое-что: загадочную лысую кошку.

История появления

О бесшерстных породах кошек первые упоминания можно найти еще в античных документах. Такое животное по значимости стояло на одной ступени вместе с «голыми» домашними собаками. Египтяне обожествляли кошку: изображениями с ней украшали стены храмов и древние письмена.

В 1903 году в «Книге о кошках» были описаны брат и сестра сфинксы. Их называли последними представителями данной породы. Владелец не стал скрещивать котят одного помета, и это приравнивалось к тому, что экзотический ген исчезнет навсегда. Однако через некоторое время в Канаде у абсолютно обыкновенной кошки рождается голый котенок.

Второе ответвление породы происходит в России: в Ростове-на-Дону местная жительница подбирает на улице бесшерстную кошечку, которая позже родит свою копию. А в 1994 году закрепляется порода петерболд — петербургский вид лысых кошек.

Внешний вид

Очертания их тела и головы мягкие, плавные, а в фигуре нет прямых линий. У таких кошек массивная грудь и круглый, как шарик, животик. Передние лапы слегка кривые, но это не мешает животным грациозно двигаться. Задние ноги немного длиннее передних, а хвост гибкий, как хлыст. Усов у сфинксов нет, а уши достаточно большие (для домашних кошек). Глаза по форме напоминают лимоны, а по стандарту гармонируют с окрасом.

Таких кошек часто называют «грелками»: температура лысого котенка равна примерно 42 градусам, взрослые особи немного «холоднее»: 39-40 градусов. У них толстая кожа с многочисленными складочками. Котята такой породы первый месяц полностью морщинистые, но по мере взросления все их складки исчезают. Чем больше складок на теле кошки, тем выше оценивается ее стоимость. Если же складочек нет совсем, такого кота считают «браком» и уже не называют сфинксом.

На ощупь сфинкс похож на лайковую замшу. Эффект бархатистости создается из-за короткого пушка, который есть на коже. Благодаря выраженной пигментации, сфинксы имеют четкий окрас: чаще всего они бывают белыми, реже имеют сплошной или черепаховый цвет кожи.

Характер

Любая порода кошек обладает определенными чертами в характере; многие из них у египетских сфинксов можно объяснить особенностями внешности:

  • Лысая кошка обожает человеческое тепло и ласку.
  • Такая порода кошек прекрасно уживается с другими животными (даже с большими собаками).
  • Сфинкс — умное животное, легко запоминает расположение своего туалета и когтеточки.
  • Данная кошка крайне редко капризничает, она всегда ведет себя сдержанно и учтиво.
  • Сфинксы легко переносят длинные дороги и походы в гости.
  • Порода таких кошек — декоративная, охотничий инстинкт практически полностью отсутствует.
  • Животное хорошо относится к детям и может часами с ними играть. На теле лысой кошки нет выраженных болевых точек: если малыш сожмет кота достаточно сильно, тому не будет больно.
  • Сфинксы стремятся привлекать к себе внимание: дома не расстаются с хозяином и «помогают» ему в домашних делах, его авторитет для кошки очень ценен. Одиночество переносится питомцами достаточно тяжело.
  • С трудом переносят любые заболевания.
  • По своей природе животные достаточно ранимы, на них не стоит кричать.

Интеллект

Все породы сфинксов легко обучаются, их память, логику и характер порой приравнивают к уровню дрессированных собак. После нескольких тренировок животное способно выполнять трюки: будет приносить хозяину небольшие предметы в зубах, научится открывать двери, ящики и даже крышку стиральной машинки. Котята с первого раза запоминают свою кличку.

Эти создания от природы весьма любознательны и общительны, что позволяет им легко социализироваться Необычное домашнее животное обязательно подружится со всеми членами вашей семьи, конфликтов они не выносят.

Источник



Сфинкс кошка египетская мифология

Кошки-сфинксы, пожалуй, самые необычные представители царства домашних кошачьих. Они кажутся какими-то инопланетными существами. О них ходит множество заблуждений, которые необходимо разрешить.

Сфинксы – египетские кошки

В мифологии сфинкс – чудовище с телом льва и лицом и грудью женщины. Наиболее известна статуя Большого Сфинкса. По определению Тита Флавия, римского ученого и писателя, египетский сфинкс — символ силы и ума: львиное туловище обозначает силу, человеческое лицо — ум. И сила, и ум нужны сфинксу, чтобы охранять пирамиды и храмы, полные сокровищ. Вопреки ассоциативному мнению, что кошки — сфинксы – выходцы из Египта, впервые упоминания о них появились у ацтеков. Их называли мексиканскими бесшерстными кошками.

Интересный факт: большую часть года они действительно были лысыми, но с наступлением холодов обрастали шерстью, которую потом «сбрасывали» в период потепления. Также находились упоминания о лысых кошках — участниках кошачьих выставок 20-х годов, но последняя пара животных, к сожалению, не оставила потомства. В 1930 годах о бесшерстных котах сообщали из Франции, Марокко и Соединенных Штатов. Французский профессор-биолог Э. Летар зарегистрировал бесшерстных котят, рожденных от пары сиамских кошек, и описал мутацию, обусловленную геном h.

Все сфинксы одинаково лысые

Впервые современный лысый котенок родился у канадской кошки в 1966 году. Селекционеры заинтересовались оригинальным котом, и сделали все возможное для продолжения голого рода. А в конце 80-х первая голая кошка родилась в Ростове-на-Дону, став основоположницей рода донских сфинксов.

В то же время питерские фелинологи вывели породу петерболд, независимо от ростовских коллег. Все три разновидности имеют не только внешние, но и эмоциональные отличия. Самыми спокойными и дружелюбными считаются канадские сфинксы, отличающиеся округлостью ушей и плавностью линий. У донского сфинкса мордочка более вытянута и резко очерчена, а петерболды отличаются наибольшей утонченностью, огромными ушами и удлиненными пропорциями.

Кроме того, у каждой из пород допустимы варианты шерстяного покрова – от абсолютно лысых «резиновых» кошек без усов и бровей до покрытых шерстью разной длины полностью или частично. Забавно, что перворожденных сфинксят поначалу пытались лечить от лишая, пока не поняли, что отсутствие шерсти – нормальная особенность их тела.

Сфинкс отличается от пушистой кошки только внешне

Температура тела у взрослых сфинксов может достигать 39 градусов. Они очень любят спать под одеялом рядом с хозяином – греются. Этой же особенностью обусловлено скорое течение простудных заболеваний и отменный аппетит – метаболизм сфинкса значительно быстрее, чем у кошек других пород. Если же помещение, в котором живет сфинкс, слишком хорошо отапливается, и температура в нем превышает 20-25 градусов, на теле животного выступаем коричневый воскоподобный пот.Впрочем, последний легко стереть влажной салфеткой.

Кожа сфинксов довольно плотная, что упрощает процедуру инъекций при лечении. «Голому» животному сделать укол будет довольно просто. Из-за специфических особенностей кожного покрова, сфинксам показаны кратковременные солнечные ванны, но ни в коем случае не оставляйте питомца на долгое время под палящими полуденными лучами – кожа этих кошек обгорает быстрее, чем у человека. Большинство сфинксов любят купаться, но моющие средства стоит выбирать из категории нежных детских.

Сфинксы экзотичны, а значит, с характером

Вопреки пугающей для большинства внешности, сфинксы отличаются дружелюбным характером и высокой степенью социализации. Это животное, которому прямо противопоказано долго находиться в одиночестве. Многие заводчики подмечают у своих питомцев «собачьи» черты характера – невероятную преданность, общительность и способности к дрессировке.

Сфинкс – одна из немногих кошек, которые будут отзываться и прибегать, услышав свое имя, не потому что вы держите в руках кусок колбасы, а просто потому что позвали. Кроме того, это кошки, похожи на человека – на лапках у них натуральные пальчики, а спать сфинксы предпочитают под одеялом, положив голову на подушку. Сфинкс ставит себя на одну ступень с хозяином, предпочитая равноправные отношения, а не присущее кошкам королевское поведение.

За сфинксом трудно ухаживать

Благодаря завидному метаболизму, сфинксы отличаются отменным аппетитом и при этом полным отсутствием привередливости. Но есть здесь и подводные камни – в отличие от привычных пород кошек, сфинкс редко оставляет миску наполовину пустой, поэтому кормить его нужно порционно и очень внимательно, чтобы не допустить переедания.

Особое внимание стоит уделять ушкам животного – повышенная секреция провоцирует скопление налета быстрее, чем у обычной кошки. Некоторые ветеринары, не зная специфики породы, начинают лечить кошку от ушного клеща, поэтому будьте внимательны и предупреждайте врача об известных вам особенностях своего любимца. В остальном сфинкс гораздо проще в уходе и содержании, чем длинношерстные кошки. Он не оставляет шерсть на одежде и отличается высокой чистоплотностью.

Слабый иммунитет и здоровье

Вытянутые пропорции, искривленные передние лапы и отсутствие шерсти создают впечатление существа нежного и беззащитного, а том числе перед вирусами и инфекциями. Добавьте сюда стереотип о крепком здоровье беспородных кошек и слабости породистых, и получите миф о том, что со сфинксом вы не будете выходить из кабинета ветеринара. На самом деле, иммунитет сфинкса ничуть не уступает иммунитету дворового Васьки, и даже наоборот. Повышенная температура тела помогает быстро справляться с вирусами и инфекциями. Даже если сфинкс простудился, он довольно быстро поправится. Не бойтесь устраивать своему питомцу физические нагрузки – игры с удочкой, мячиками и в кошачьих комплексах укрепят тело и помогут поддержать здоровье сфинкса.

Сфинкс – гипоаллергенная кошка

Многие аллергики, мечтающие завести дома питомца, останавливают свой выбор на сфинксах, аргументируя это отсутствием шерсти. На самом деле, основная причина аллергии на кошек – не шерсть, а аллергенный белок, который содержится в слюне, выделениях сальных желез и частицах эпидермиса животного. Симптомы могут быть снижены, потому что сфинкс реже вылизывается и не оставляет аллергены вместе с шерстью по всей квартире, но это не значит, что реакция будет полностью отсутствовать.

Если же вы решили обзавестись лысым питомцем и убедились, что реакция на него не столь интенсивна, как на пушистых кошек, запомните несколько простых правил. Во-первых, интактные самцы производят больше аллергена, чем кастрированные. Во-вторых, темные кошки вырабатывают значительно больше аллергенов, чем светлые. И, в-третьих, коты производят больше аллергена, чем кошки. По сути, ни одна порода кошек не является подтверждено гипоаллергенной, поэтому подбирать питомца нужно индивидуально.

Источник