Вредный кот кому мешал кот
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни».
Данный урок является одним из завершающих уроков в разделе «Уроки и переменки».
На этом уроке применяются разнообразные формы и методы обучения учащихся, которые направлены на повышение эффективности получения знаний, достижения поставленной учениками цели урока. Открытия нового для самого себя, к самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности.
На уроке ребята работают над формированием навыков беглого и выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по литературному чтению | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение.
Тема: «Путь в страну невыученных уроков». Б. Заходер «Вредный кот».
Тип урока: Изучение нового материала.
Технологии и методики: Технология сотрудничества, проблемная технология.
Цели урока: Познакомиться с новым стихотворением.
1.Развивать творческое мышление учащихся через зрительно – слуховое восприятие текста, постепенное закрепление полученных теоретических сведений и развитие способностей учащихся овладения следующими навыками: формировать и представлять своё мнение в чёткой и сжатой форме. Не удаляясь от темы.
2. Формировать коммуникативную компетенцию учащихся, связанной с овладением различными видами речевой деятельности и культуры.
3. Показать разнообразие мнений по изучаемому произведению. Предоставить каждому учащемуся возможность выразить свою точку зрения, применять на практике навыки общения.
Гимнастика: Найдите глазами красный кружок, синий, жёлтый, зелёный. Глаза опустили вниз, посмотрели на пол, сели, настроились на работу.
Проверка домашнего задания.
Учитель задаёт учащимся вопросы:
— Над каким произведением мы работали на прошлых уроках?
— Чем особенно понравилась повесть?
— Могли ли подобные события происходить в реальной жизни?
— Какие проблемы Куликов поднимает в своём произведении?
— Над чем можно задуматься, читая повесть?
— Автор верить, что школа – это место, где взрослеют, набираются сил и ума, учатся дружить, помогать понимать других людей.
— Какое у вас было домашнее задание?
-Прежде, чем ребята будут отвечать, давайте вспомним по каким критериям мы будем их оценивать(на экране критерии оценивания). Посмотрите на свои оценочные карты, сравните.
— Если это диалог : знание текста, громкость, выразительность.
— Если это инсценировка : добавляем мимику и жесты.
После каждой группы дети веду контрольно-оценочную деятельность.
Работа с выставкой книг.
— Ребята, я попросила вас перед уроком рассмотреть книги на выставке. Кто же написал все эти книги?(Б. Заходер)
-Тогда, я предлагаю вам небольшую викторину по произведениям Б. Заходера(показ слайдов)
— А что вы можете рассказать о Б. Заходере?
— Кто помог вам получит эти знания?
Введение в тему, формулирование целей урока.
-Как вы думаете, зачем мы говорили о произведениях Б. Заходера?
-Действительно, сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним произведением этого человека.
— Но вы, сначала не смотря в книгу, определите жанр произведения.
-Какие жанры вы знаете?(повесть, рассказ, стихотворение, роман).
— А Б. Заходер в каком жанре работает?
— О чём его стихи?(о детях, о животных, о проделках животных, о школьной жизни, писатель в своих произведениях оживляет предметы…)
— Какие цели мы себе наметим?
( Сегодня мы должны познакомиться с новым произведением писателя, определить тему стихотворения, дать характеристику героям, научиться читать произведение выразительно.)
-Как мы можем определить тему стихотворения?( можно посмотреть иллюстрацию или прочитать стихотворение, спросить у учителя).
Работа с текстом. Частично-поисковая деятельность.
а) работа с иллюстрацией.
-Давайте откроем книги и рассмотрим иллюстрацию к стихотворению.
-Кого мы видим? Чем занимается мальчик?
-Коту это нравится? Какое выражение на его мордочке вы видите? А почему тогда мальчик это делает?
-Что под ногами мальчика? Чем он должен заниматься?
б)Работа с заголовком.
— Читаем заголовок стихотворения. Ваши предположения:
— О ком это стихотворение?(вывешиваю рисунки кота).
— Посмотрите на рисунки и скажите, какой кот подходит больше всего? Почему?
-Попробуйте догадаться о содержании этого стихотворения?
— Почему кота называют вредным?
— Рассмотрим группу однокоренных слов:
Вред вредитель вредничать вредный
ушерб наносящий зло вести себя причиняющий вред
порча вред недоброжелательно опасный
зло стараясь обидеть
-Какой же вред мог принести этот кот своему хозяину?(съесть бутерброд, порвать учебник, тетрадь, сгрызть карандаш…)
-Что нам надо сделать, чтобы узнать правы ли мы в своих предположениях?
-Читать буду я, а вы должны мне помочь вести диалог с автором.
Игра «Запрещённое движение».
Выбирается водящий. Он показывает движения классу. Оговаривает, какое движения нельзя повторять. Ученик, повторивший запрещённое движение, становится водящим.
Работа с текстом во время чтения.
1.Чтение учителем текста и ведение диалога с автором.
-Почему вы улыбались, когда я читала это стихотворение? Какое оно по настроению?
-Сколько частей можно выделить в стихотворении?
а) Завязка, диалог мальчиков.
б)Описание событий, рассказ мальчика.
в) Заключение, оправдание героя.
Чтение каждой части вслух учащимися.
— Теперь вы можете сказать о ком это стихотворение?
3.Повторное чтение учащимися. Частично-поисковая деятельность
-Читая каждую часть, вы должны постараться доказать мне ваши предположения.
— Найдите и подчеркните слова, которые бы подсказали, что это про детей.
-Помогите мне из текста выбрать слова, которые показывают, что делал ученик и кот( слайд).
сел за стол залез на стул
занят музыкой притворился, что уснул
4. Формулирование выводов.
-Посмотрите, что у нас получилось. Какую роль играет кот в жизни мальчика? Он ему мешает?
-Докажите мне это текстом, прочитайте.
-Значит причина в ком?
-О ком наше произведение?
-Ставлю вопрос по-другому: Вы сказали, кто вредит?
-Мы с вами определили, что это стихотворение написано в юмористическом стиле. А над кем или над чем смеётся Б. Заходер?
-Так кто же виноват в том, что кот стал вредным?
-А в том, что Петя никак не сделает уроки?
-Кого он вам напоминает?(Севку Мымрикова и Вовку из стихотворения «Перемена»)
Развитие речи. Рефлексия.
-Я дам каждому ряду по пословице, но вот беда, они рассыпались. Вы должны собрать пословицу, прочитать.
1. Поручи лентяю дело- отговорок миллион.
2. Труд – к победе ключ.
3. Без муки – нет и науки.
-Какая пословица подойдёт к нашему стихотворению? Почему вы так думаете? Объясните.
-С каким произведением познакомились?
-Над чем задумались?
-Какую подсказку даёт нам это произведение?
-Как нам это может пригодиться в жизни?
1. Понял и могу объяснить другому.
2. Понял сам, но не смогу объяснить другому.
Сигнальные кружки трёх цветов.
1. Выучить стихотворение Б. Заходера наизусть.
2.Нарисовать своего кота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн.
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч.
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль.
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД.
Конспект урока можно использовать при закреплении материала.
Источник
Борис Заходер — Вредный кот: Стих
— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» —
«Что пришел?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид —
Ведь совсем как будто спит! —
Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»
Анализ стихотворения «Вредный кот» Заходера
Дебют «Вредного кота» Бориса Владимировича Заходера состоялся на страницах сборника «Товарищам детям».
Стихотворение написано в 1950-х годах, широкую известность приобрело после публикации в 1962 году книги «Товарищам детям». В эту пору поэту за сорок, несколько лет он уже состоит в Союзе писателей, регулярно публикуется в газетах, журналах, выходят и его отдельные книги. В жанровом отношении – авантюрная драма из жизни нерадивого ученика, рифмовка в основном, смежная, но есть и охватная, 4 строфы. Большинство рифм закрытые. Лирический герой – школьник. Точнее, их два – Петя и Вова. Из контекста выходит, что вся история приключилась именно с Петром. Начинается стихотворение с короткого обмена репликами. Ребята приветствуют друг друга и, как водится, спрашивают об успехах в выполнении домашнего задания. Оказывается, главный герой уроки не сделал. Обстоятельство непреодолимой силы помешало ему. Но обо всем по порядку. Кот (тот самый – вредный) не дает сосредоточиться на упражнениях и задачках. Приходит, заговаривает с младшим хозяином, смотрит, наконец. Мальчик вынужден кричать, однако животное игнорирует его возмущение и сворачивается на стуле клубочком. То есть, по сути, бросает неутомимому герою перчатку. Мальчик с достоинством принимает вызов четвероногого ловкача. Короткая перебежка и кот схвачен за хвост. Дальше все идет не по плану. Зверь рвется из рук, царапается, опрокидывает чернильницу и выскакивает в окошко. Герой обиды, конечно, не держит, он выше мелочей. Да и жалко их, котов-то. Ведь им непросто. Однако по версии взрослых почему-то выходит, что виноват как раз сам мальчик. Особенно старается мама. Но ведь он сделал все, что мог – держал кота за хвост до последнего, пока он чего-нибудь не натворил. Стихи переполнены прямой речью, живой разговорной лексикой, восклицаниями и вопросами. Главный эпитет вынесен в название стиха. Кажется, кот помешал герою предаться старинным забавам: бить баклуши или играть в бирюльки. Не желая делать уроки, он ищет повода отвлечься. Параллельно сочиняется благовидный предлог, чтобы вообще не приступать к урокам. Приметы советского времени и образования: перьевая ручка и чернильница. Именно чернилами оказались «заляпаны» тетрадки. А еще пол. Поэт мастерски передает мальчишескую речь, ее динамизм, экспрессию, даже чуть грубоватость. Инверсия: занят я. Гипербола: занят наукой. Звукоподражания: мяу, мяукай. Междометие: брысь. Лексические повторы: все, умен. Перечислительные градации и искрометный юмор.
«Вредный кот» Б. Заходера – сочетание понятной каждому школьнику ситуации, занимательности сюжета и шутки.
Источник
Урок по литературному чтению для 3 класса. «Б.Заходер Вредный кот»
Тема урока: Поэтические странички. Б.Заходер. «Вредный кот»
Цель: приобщение учащихся к чтению через знакомство с произведениями
— создание условий для знакомства учащихся с произведениями
Б. Заходера, понимания их особенностей;
— создание условий для развития навыков выразительного, правильного, беглого чтения; формирования навыков выборочного чтения, чтения по ролям;
— создание ситуаций для формирования умения строить развёрнутые высказывания, рассуждения, для развития речи учащихся, расширения их словарного запаса;
— р азвивать умение видеть в герое недостатки и объяснять их;
— у становление психологического и эмоционального контакта с детьми;
— способствовать воспитанию заботливого отношения к домашним животным, чуткого отношения ко всему живому;
— у чить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.
1. Организация начала урока;
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок.
Предлагаю поиграть в такую игру. На доске в беспорядке прикреплены карточки. Разложите их на 2 группы: хорошие поступки и плохие.
слушать учителя на уроке
не слушать говорящего
— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
— О хороших поступках и плохих. Наши поэтические страницы будут объединены одной темой. «Будем делать хорошо, и не будем — плохо».
Мы познакомимся с произведением Бориса Заходера «Вредный кот»
знать: биографию автора, другие произведения автора
уметь: анализировать стихотворение, делать выводы, характеризовать героя
Откройте тетради. запишите число и тему урока.
Актуализация субъективного опыта учащихся.
а) дыхательные упражнения. «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», « задуй свечу».
Набрать плавно воздуха в грудь столько, чтобы хватило на произнесение фразы:
ТАЕТ СНЕГ. ТЕЧЁТ РУЧЕЙ.
НА ВЕТВЯХ ПОЛНО ВРАЧЕЙ. — Что необычного во фразе? Исправляем. Что вы знаете об этой птице?
Еще с давних времен, наступление весны связывали с возвращением птиц из теплых краев, поговаривая при этом: «Птицы на крыльях весну принесли». Первыми с зимовки возвращаются грачи, обычно это происходит 17 марта на День Герасима Кочевника. Грачи прилетают первыми, потому что улетают на сравнительно небольшое расстояние, поэтому и возвращаются раньше всех. В связи с этим возникли некоторые поговорки: «Грач на горе – так и весна на дворе», или вот еще одна «Увидел грача – весну встречай».
У Бориса Владимировича есть интересная книга «Путешествие в Хохотанию» вот еще несколько похожих стихов.
Закричал охотник: — ОЙ!
Двери гонятся за мной!
Мы собирали васильки.
На голове у нас щенки.
Как вы думаете, каким должен быть автор, придумавший такие стихи?
4. Работа с темой урока
Знакомство с биографией Б. Заходера.
– Скажите, ребята, кто-нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством писателя Б. Заходера?
– А хотите узнать интересные сведения о его жизни?
Чтение эпиграфа урока учителем.
На доске запись:
Ты –
Вдохновенный,
Ты, мой читатель,
Душой одаренный, –
Ты мне нужнее, чем
Сердце в груди
Жду. Приходи.
Б.Заходер.
Автор приглашает нас заглянуть в мир необычной поэзии.
– Возьмите листы с информацией “Биография Б. Заходера” и самостоятельно прочитайте сведения о писателе, а теперь соберем биографию поэта.
Работа в группах. Правила работы.
Борис Владимирович Заходер.
(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)
В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.
Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.
Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы.
По сценариям или по мотивам сказок писателя “Русачок”, “Кит и Кот”, Серая Звездочка” сняты мультипликационные фильмы.
Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильне “Вини-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.
За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.
Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.
А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок!
Читайте книги Бориса Заходера. Это полезное и увлекательное занятие.
– Что вас особенно заинтересовало из прочитанного?
(Ответы детей сопровождаются выставкой книг Б. Заходера).
– Остановимся на стихотворении Б. Заходера «Вредный кот»
Знакомство с произведением.
— Чтение наизусть.(заранее подготовленный ученик)
— Какое стихотворение? (Весёлое, грустное, смешное. Кому смешно? Кому неприятно? Почему?)
Словарная работа (на доске). Подобрать синонимы к словам.
НЕВМОГОТУ – нет сил, плохо, не до тебя, трудно
ЗАЛЯПАЛ – испачкал, вымазал, сделал грязным, испортил
УЛИЗНУЛ – удрал, убежал, унёс ноги, сбежал
КЛЕВЕТА – ложь, неправда, обман, оговор
Используя памятку проанализируйте стихотворение (работа в парах сменного состава учитель-ученик) Стихотворение передает нам веселое настроение, смешное поведение Вовы. Но очень жалко кота, потому что он зря был обижен мальчиком. Тема стихотворения: отношение к животному, обман. Эпитет — вредный кот. в стихотворении не встречаются слова обозначающие цвет, запах. Звук «Мяу»
Ф\М Для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. – сидя на стуле: плавно отклонить голову назад; 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – сидя, руки на поясе: 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
Самостоятельное чтение (про себя).
Чтение через слово (усиление произвольного внимания, развитие глазодвигательной активности ребёнка).
ФИЗКУЛЬМИНУТКА. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
5. Применение знаний и способов деятельности.
Соотнесение названия стихотворения и его содержания.
— Черты характера Пети ( задира, не ласковый, злой, даже жестокий, грубый, готов переложить свою вину на других, ).
— Дать своё название стихотворению.
— Несоответствие названия содержанию – это такой приём, который использует автор, чтобы читатели сами определили, кто же на самом деле вредный.
6. Упражнения в отработке навыка чтения
* Поиск строк по началу или слову. Учитель читает строчку, учащиеся должны продолжить
* «Пчелиный улей» — чтение в парах. Предварительное задание:
определить, когда Петя сердится, когда злится, когда сожалеет о сделанном, когда не признаёт свою вину.
* Чтение и интонацией.
7. Информация о домашнем задании.
* Выразительно читать по ролям стихотворение «Вредный кот», по желанию выучить.
1. НАША ФОТО- КОТО галерея
2. Найти стихи других поэтов про котов: ЭТО НАШИ КОТО — НОВОСТИ СО ВСЕГО СВЕТА.
Выбери пять добрых дел и запишите их в тетрадь.
Источник