Меню

Вредный кот кому мешал кот

Вредный кот кому мешал кот

Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни».

Данный урок является одним из завершающих уроков в разделе «Уроки и переменки».

На этом уроке применяются разнообразные формы и методы обучения учащихся, которые направлены на повышение эффективности получения знаний, достижения поставленной учениками цели урока. Открытия нового для самого себя, к самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности.

На уроке ребята работают над формированием навыков беглого и выразительного чтения.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока по литературному чтению 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение.

Тема: «Путь в страну невыученных уроков». Б. Заходер «Вредный кот».

Тип урока: Изучение нового материала.

Технологии и методики: Технология сотрудничества, проблемная технология.

Цели урока: Познакомиться с новым стихотворением.

1.Развивать творческое мышление учащихся через зрительно – слуховое восприятие текста, постепенное закрепление полученных теоретических сведений и развитие способностей учащихся овладения следующими навыками: формировать и представлять своё мнение в чёткой и сжатой форме. Не удаляясь от темы.

2. Формировать коммуникативную компетенцию учащихся, связанной с овладением различными видами речевой деятельности и культуры.

3. Показать разнообразие мнений по изучаемому произведению. Предоставить каждому учащемуся возможность выразить свою точку зрения, применять на практике навыки общения.

Гимнастика: Найдите глазами красный кружок, синий, жёлтый, зелёный. Глаза опустили вниз, посмотрели на пол, сели, настроились на работу.

Проверка домашнего задания.

Учитель задаёт учащимся вопросы:

— Над каким произведением мы работали на прошлых уроках?

— Чем особенно понравилась повесть?

— Могли ли подобные события происходить в реальной жизни?

— Какие проблемы Куликов поднимает в своём произведении?

— Над чем можно задуматься, читая повесть?

— Автор верить, что школа – это место, где взрослеют, набираются сил и ума, учатся дружить, помогать понимать других людей.

— Какое у вас было домашнее задание?

-Прежде, чем ребята будут отвечать, давайте вспомним по каким критериям мы будем их оценивать(на экране критерии оценивания). Посмотрите на свои оценочные карты, сравните.

— Если это диалог : знание текста, громкость, выразительность.

— Если это инсценировка : добавляем мимику и жесты.

После каждой группы дети веду контрольно-оценочную деятельность.

Работа с выставкой книг.

— Ребята, я попросила вас перед уроком рассмотреть книги на выставке. Кто же написал все эти книги?(Б. Заходер)

-Тогда, я предлагаю вам небольшую викторину по произведениям Б. Заходера(показ слайдов)

— А что вы можете рассказать о Б. Заходере?

— Кто помог вам получит эти знания?

Введение в тему, формулирование целей урока.

-Как вы думаете, зачем мы говорили о произведениях Б. Заходера?

-Действительно, сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним произведением этого человека.

— Но вы, сначала не смотря в книгу, определите жанр произведения.

-Какие жанры вы знаете?(повесть, рассказ, стихотворение, роман).

— А Б. Заходер в каком жанре работает?

— О чём его стихи?(о детях, о животных, о проделках животных, о школьной жизни, писатель в своих произведениях оживляет предметы…)

— Какие цели мы себе наметим?

( Сегодня мы должны познакомиться с новым произведением писателя, определить тему стихотворения, дать характеристику героям, научиться читать произведение выразительно.)

-Как мы можем определить тему стихотворения?( можно посмотреть иллюстрацию или прочитать стихотворение, спросить у учителя).

Работа с текстом. Частично-поисковая деятельность.

а) работа с иллюстрацией.

-Давайте откроем книги и рассмотрим иллюстрацию к стихотворению.

-Кого мы видим? Чем занимается мальчик?

-Коту это нравится? Какое выражение на его мордочке вы видите? А почему тогда мальчик это делает?

-Что под ногами мальчика? Чем он должен заниматься?

б)Работа с заголовком.

— Читаем заголовок стихотворения. Ваши предположения:

— О ком это стихотворение?(вывешиваю рисунки кота).

— Посмотрите на рисунки и скажите, какой кот подходит больше всего? Почему?

-Попробуйте догадаться о содержании этого стихотворения?

— Почему кота называют вредным?

— Рассмотрим группу однокоренных слов:

Вред вредитель вредничать вредный

ушерб наносящий зло вести себя причиняющий вред

порча вред недоброжелательно опасный

зло стараясь обидеть

-Какой же вред мог принести этот кот своему хозяину?(съесть бутерброд, порвать учебник, тетрадь, сгрызть карандаш…)

-Что нам надо сделать, чтобы узнать правы ли мы в своих предположениях?

-Читать буду я, а вы должны мне помочь вести диалог с автором.

Игра «Запрещённое движение».

Выбирается водящий. Он показывает движения классу. Оговаривает, какое движения нельзя повторять. Ученик, повторивший запрещённое движение, становится водящим.

Работа с текстом во время чтения.

1.Чтение учителем текста и ведение диалога с автором.

-Почему вы улыбались, когда я читала это стихотворение? Какое оно по настроению?

-Сколько частей можно выделить в стихотворении?

а) Завязка, диалог мальчиков.

б)Описание событий, рассказ мальчика.

в) Заключение, оправдание героя.

Чтение каждой части вслух учащимися.

— Теперь вы можете сказать о ком это стихотворение?

3.Повторное чтение учащимися. Частично-поисковая деятельность

-Читая каждую часть, вы должны постараться доказать мне ваши предположения.

— Найдите и подчеркните слова, которые бы подсказали, что это про детей.

-Помогите мне из текста выбрать слова, которые показывают, что делал ученик и кот( слайд).

сел за стол залез на стул

занят музыкой притворился, что уснул

4. Формулирование выводов.

-Посмотрите, что у нас получилось. Какую роль играет кот в жизни мальчика? Он ему мешает?

-Докажите мне это текстом, прочитайте.

-Значит причина в ком?

-О ком наше произведение?

-Ставлю вопрос по-другому: Вы сказали, кто вредит?

-Мы с вами определили, что это стихотворение написано в юмористическом стиле. А над кем или над чем смеётся Б. Заходер?

-Так кто же виноват в том, что кот стал вредным?

-А в том, что Петя никак не сделает уроки?

-Кого он вам напоминает?(Севку Мымрикова и Вовку из стихотворения «Перемена»)

Развитие речи. Рефлексия.

-Я дам каждому ряду по пословице, но вот беда, они рассыпались. Вы должны собрать пословицу, прочитать.

1. Поручи лентяю дело- отговорок миллион.

2. Труд – к победе ключ.

3. Без муки – нет и науки.

-Какая пословица подойдёт к нашему стихотворению? Почему вы так думаете? Объясните.

-С каким произведением познакомились?

-Над чем задумались?

-Какую подсказку даёт нам это произведение?

-Как нам это может пригодиться в жизни?

1. Понял и могу объяснить другому.

2. Понял сам, но не смогу объяснить другому.

Сигнальные кружки трёх цветов.

1. Выучить стихотворение Б. Заходера наизусть.

2.Нарисовать своего кота.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн.

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч.

Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль.

Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль.

Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД.

Конспект урока можно использовать при закреплении материала.

Источник

Борис Заходер — Вредный кот: Стих

— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» —
«Что пришел?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид —
Ведь совсем как будто спит! —

Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

Анализ стихотворения «Вредный кот» Заходера

Дебют «Вредного кота» Бориса Владимировича Заходера состоялся на страницах сборника «Товарищам детям».

Стихотворение написано в 1950-х годах, широкую известность приобрело после публикации в 1962 году книги «Товарищам детям». В эту пору поэту за сорок, несколько лет он уже состоит в Союзе писателей, регулярно публикуется в газетах, журналах, выходят и его отдельные книги. В жанровом отношении – авантюрная драма из жизни нерадивого ученика, рифмовка в основном, смежная, но есть и охватная, 4 строфы. Большинство рифм закрытые. Лирический герой – школьник. Точнее, их два – Петя и Вова. Из контекста выходит, что вся история приключилась именно с Петром. Начинается стихотворение с короткого обмена репликами. Ребята приветствуют друг друга и, как водится, спрашивают об успехах в выполнении домашнего задания. Оказывается, главный герой уроки не сделал. Обстоятельство непреодолимой силы помешало ему. Но обо всем по порядку. Кот (тот самый – вредный) не дает сосредоточиться на упражнениях и задачках. Приходит, заговаривает с младшим хозяином, смотрит, наконец. Мальчик вынужден кричать, однако животное игнорирует его возмущение и сворачивается на стуле клубочком. То есть, по сути, бросает неутомимому герою перчатку. Мальчик с достоинством принимает вызов четвероногого ловкача. Короткая перебежка и кот схвачен за хвост. Дальше все идет не по плану. Зверь рвется из рук, царапается, опрокидывает чернильницу и выскакивает в окошко. Герой обиды, конечно, не держит, он выше мелочей. Да и жалко их, котов-то. Ведь им непросто. Однако по версии взрослых почему-то выходит, что виноват как раз сам мальчик. Особенно старается мама. Но ведь он сделал все, что мог – держал кота за хвост до последнего, пока он чего-нибудь не натворил. Стихи переполнены прямой речью, живой разговорной лексикой, восклицаниями и вопросами. Главный эпитет вынесен в название стиха. Кажется, кот помешал герою предаться старинным забавам: бить баклуши или играть в бирюльки. Не желая делать уроки, он ищет повода отвлечься. Параллельно сочиняется благовидный предлог, чтобы вообще не приступать к урокам. Приметы советского времени и образования: перьевая ручка и чернильница. Именно чернилами оказались «заляпаны» тетрадки. А еще пол. Поэт мастерски передает мальчишескую речь, ее динамизм, экспрессию, даже чуть грубоватость. Инверсия: занят я. Гипербола: занят наукой. Звукоподражания: мяу, мяукай. Междометие: брысь. Лексические повторы: все, умен. Перечислительные градации и искрометный юмор.

«Вредный кот» Б. Заходера – сочетание понятной каждому школьнику ситуации, занимательности сюжета и шутки.

Источник

Урок по литературному чтению для 3 класса. «Б.Заходер Вредный кот»

Тема урока: Поэтические странички. Б.Заходер. «Вредный кот»

Цель: приобщение учащихся к чтению через знакомство с произведениями

— создание условий для знакомства учащихся с произведениями

Б. Заходера, понимания их особенностей;

— создание условий для развития навыков выразительного, правильного, беглого чтения; формирования навыков выборочного чтения, чтения по ролям;

— создание ситуаций для формирования умения строить развёрнутые высказывания, рассуждения, для развития речи учащихся, расширения их словарного запаса;

— р азвивать умение видеть в герое недостатки и объяснять их;

— у становление психологического и эмоционального контакта с детьми;

способствовать воспитанию заботливого отношения к домашним животным, чуткого отношения ко всему живому;

— у чить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.

1. Организация начала урока;

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка темы и цели урока.

Сегодня у нас необычный урок.

Предлагаю поиграть в такую игру. На доске в беспорядке прикреплены карточки. Разложите их на 2 группы: хорошие поступки и плохие.

слушать учителя на уроке

не слушать говорящего

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

— О хороших поступках и плохих. Наши поэтические страницы будут объединены одной темой. «Будем делать хорошо, и не будем — плохо».

Мы познакомимся с произведением Бориса Заходера «Вредный кот»

знать: биографию автора, другие произведения автора

уметь: анализировать стихотворение, делать выводы, характеризовать героя

Откройте тетради. запишите число и тему урока.

Актуализация субъективного опыта учащихся.

а) дыхательные упражнения. «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», « задуй свечу».

Набрать плавно воздуха в грудь столько, чтобы хватило на произнесение фразы:

ТАЕТ СНЕГ. ТЕЧЁТ РУЧЕЙ.

НА ВЕТВЯХ ПОЛНО ВРАЧЕЙ. — Что необычного во фразе? Исправляем. Что вы знаете об этой птице?

Еще с давних времен, наступление весны связывали с возвращением птиц из теплых краев, поговаривая при этом: «Птицы на крыльях весну принесли». Первыми с зимовки возвращаются грачи, обычно это происходит 17 марта на День Герасима Кочевника. Грачи прилетают первыми, потому что улетают на сравнительно небольшое расстояние, поэтому и возвращаются раньше всех. В связи с этим возникли некоторые поговорки: «Грач на горе – так и весна на дворе», или вот еще одна «Увидел грача – весну встречай».

У Бориса Владимировича есть интересная книга «Путешествие в Хохотанию» вот еще несколько похожих стихов.

Закричал охотник: — ОЙ!

Двери гонятся за мной!

Мы собирали васильки.

На голове у нас щенки.

Как вы думаете, каким должен быть автор, придумавший такие стихи?

4. Работа с темой урока

Знакомство с биографией Б. Заходера.

– Скажите, ребята, кто-нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством писателя Б. Заходера?

– А хотите узнать интересные сведения о его жизни?

Чтение эпиграфа урока учителем.

На доске запись:

Ты –
Вдохновенный,
Ты, мой читатель,
Душой одаренный, –
Ты мне нужнее, чем
Сердце в груди
Жду. Приходи.
Б.Заходер.

Автор приглашает нас заглянуть в мир необычной поэзии.

– Возьмите листы с информацией “Биография Б. Заходера” и самостоятельно прочитайте сведения о писателе, а теперь соберем биографию поэта.

Работа в группах. Правила работы.

Борис Владимирович Заходер.

(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)

В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.

Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.

Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы.

По сценариям или по мотивам сказок писателя “Русачок”, “Кит и Кот”, Серая Звездочка” сняты мультипликационные фильмы.

Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильне “Вини-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.

За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.

Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.

А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок!

Читайте книги Бориса Заходера. Это полезное и увлекательное занятие.

– Что вас особенно заинтересовало из прочитанного?

(Ответы детей сопровождаются выставкой книг Б. Заходера).

– Остановимся на стихотворении Б. Заходера «Вредный кот»

Знакомство с произведением.

— Чтение наизусть.(заранее подготовленный ученик)

— Какое стихотворение? (Весёлое, грустное, смешное. Кому смешно? Кому неприятно? Почему?)

Словарная работа (на доске). Подобрать синонимы к словам.

НЕВМОГОТУ – нет сил, плохо, не до тебя, трудно

ЗАЛЯПАЛ – испачкал, вымазал, сделал грязным, испортил

УЛИЗНУЛ – удрал, убежал, унёс ноги, сбежал

КЛЕВЕТА – ложь, неправда, обман, оговор

Используя памятку проанализируйте стихотворение (работа в парах сменного состава учитель-ученик) Стихотворение передает нам веселое настроение, смешное поведение Вовы. Но очень жалко кота, потому что он зря был обижен мальчиком. Тема стихотворения: отношение к животному, обман. Эпитет — вредный кот. в стихотворении не встречаются слова обозначающие цвет, запах. Звук «Мяу»

Ф\М Для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. – сидя на стуле: плавно отклонить голову назад; 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе: 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Самостоятельное чтение (про себя).

Чтение через слово (усиление произвольного внимания, развитие глазодвигательной активности ребёнка).

ФИЗКУЛЬМИНУТКА. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

5. Применение знаний и способов деятельности.

Соотнесение названия стихотворения и его содержания.

— Черты характера Пети ( задира, не ласковый, злой, даже жестокий, грубый, готов переложить свою вину на других, ).

— Дать своё название стихотворению.

— Несоответствие названия содержанию – это такой приём, который использует автор, чтобы читатели сами определили, кто же на самом деле вредный.

6. Упражнения в отработке навыка чтения

* Поиск строк по началу или слову. Учитель читает строчку, учащиеся должны продолжить

* «Пчелиный улей» — чтение в парах. Предварительное задание:

определить, когда Петя сердится, когда злится, когда сожалеет о сделанном, когда не признаёт свою вину.

* Чтение и интонацией.

7. Информация о домашнем задании.

* Выразительно читать по ролям стихотворение «Вредный кот», по желанию выучить.

1. НАША ФОТО- КОТО галерея

2. Найти стихи других поэтов про котов: ЭТО НАШИ КОТО — НОВОСТИ СО ВСЕГО СВЕТА.

Выбери пять добрых дел и запишите их в тетрадь.

Источник

Читайте также:  Напечатать раскраска супер кот